Второе. Органами исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право утверждать, исходя из местных условий, таксы для исчисления размеров взыскания за ущерб, причиненный гражданами и юридическими лицами и лицами без гражданства уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов, не предусмотренных в таксах, утвержденных постановлением правительства РФ. Могут быть таксы местного значения.
Методики подсчета ущерба применяются в тех случаях возмещения вреда, причиненного загрязнением водных объектов, поверхностных, подземных вод, причинения ущерба рыбному хозяйству, причинения в результате хозяйственной деятельности – строительства. Реконструкции объекта на берегу. Для этих случаев утверждаются специальные методики для подсчета ущерба загрязнения водных ресурсов или причинения вреда рыбным запасам. Здесь речь идет не о штучном определении, сколько стоит, а о том, что причинен ущерб запасам. Тогда применяются методики. В Постановлении от 25.05.94, пункт 3 говорит об этом. Размер ущерба, наносимого рыбным запасам и другим водным экологическим ресурсам в результате нарушения законодательства об охране рыбных запасов при эксплуатации, строительстве, реконструкции, расширении предприятий, сооружений и других объектов, проведении различных работ на рыбохозяйственных водоемах и в прибрежных зонах, определяется по специальным методикам, утверждаемым Комитетом РФ по рыболовству, по согласованию с Министерством природных ресурсов РФ и с Министерством финансов РФ.
В тех случаях, когда нет методики, нет такс, прибегают к фактическим затратами, которые потребовались на возмещение природной среды. Отсутствие методик или такс не является основанием для отказа в принятии искового заявления.
Я приводил перечень, что применяется для подсчета размера вреда, бывает, что приходится прибегать к смешанному способу. Скажем, сгорел лес, здесь таксы могут быть применены для подсчета, какие деревья сгорели, какая древесина могла быть использована и продана. В зависимости от источника могут быть методики соответствующие применены, но все это не покрывает ущерб, который возникает при пожаре. Здесь и затраты, связанные с пожаротушением, с расчисткой участка сгоревшего леса, работы по восстановлению. Например, у лесорубов там были бытовки, инструмент. Все это требует смешанного порядка. Применения таксового метода и применения фактических затрат на восстановление окружающей природной среды.
Расчет, какой причинен ущерб, производится потерпевшей стороной и представляется в арбитражный суд для взыскания с ответчика определенных сумм. Суд может согласиться с этими расчетами, может не согласится, тогда устанавливает специальная экспертиза, которая устанавливает размер действительно причиненного вреда.
До принятия Закона об охране окружающей природной среды суммы, взысканные с ответчика, взыскивались в бюджет на том основании, что вред причиняется государству, поскольку государство является собственником природных ресурсов.
Закон об охране окружающей природной среды изменил это положение. Поскольку прежний способ взыскания не создавал для потерпевшей стороны стимула для принятия мер по охране утраченного природного ресурса. Только головная боль – таскайся по судам, а все равно деньги пойдут в госбюджет. Закон постановил, что все суммы перечисляются потерпевшей стороне, но специально оговаривается, что они должны быть истрачены на восстановление потерь в окружающей природной среде в том фонде, который выделен природопользователям.
А как быть в том случае, если вред носит не экономический, а экологический характер, вред причинен обществу в целом. Куда деньги направляются? В законе предусмотрено, что если причиняется вред нарушением природоохранительного законодательства обществом в целом, то перечисляются деньги в Государственный экологический фонд, а из экологического фонда деньги расходуются на восстановление природного объекта, которому причинен вред.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.