3. При наличии нескольких причинителей вреда взыскание производится в соответствии с долей каждого в причинении вреда, в том числе с изыскательских, проектных, строительных организаций.
4. С согласия сторон по решению суда или арбитражного суда вред может быть возмещен в натуре путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению окружающей природной среда за его счет, сил и средств.
Правовыми основания для возложения ответственности по возмещению вреда, причиненного окружающей среде являются.
Закон об охране окружающей природной среды.
Гражданский кодекс.
Гражданско-процессуальный кодекс.
Арбитражный кодекс.
Дела о возмещении вреда рассматриваются по искам потерпевшего. С исковым требованием может обратиться в суд или арбитражный суд. И, наконец, специально уполномоченный государственный орган в области охраны окружающей природной среды.
Потерпевшими могут быть природопользователи – предприятия, учреждения, организации, граждане, которым выделен соответствующий фонд природных ресурсов на праве собственности, пользования, владения или аренды.
Иски могут быть предъявлены следующими специально уполномоченными органами по охране окружающей среды: рыбная инспекция, охотинспекция, администрацией заповедников, национальных парков и т.д.
Размер причиненного вреда определяется по утвержденным таксам, в соответствии с утвержденными методиками подсчета ущерба или вреда, причиненного окружающей природной среде, по фактическим затратам на восстановление природной среды и в смешанном порядке.
Таксы для исчисления размера причиненного ущерба в области природы появились неслучайно. А кто скажет, сколько стоит дикое животное, которое убил браконьер, сколько стоит вода, которую мы пьем? Никто не скажет, потому что это не результат необходимых общественных затрат труда. Природные объекты развивались в течение многих лет, так что, сколько стоит, никто не знает. Но тем не менее вопрос стоимости не снимается. Таксовый метод представляет собой специальную шкалу, в соответствии с которой определяют, какой вид животного сколько стоит. А исходят из тех затрат, которые необходимы для содержания соответствующей службы, скажем охотничьего хозяйства, плюс элемент взыскания. Нельзя только на компенсационной основе решать эти вопрос. Штраф или уголовная ответственность. Какое-то промежуточное положение между гражданским законодательством и административным законодательством занимает компенсация.
Есть таксы по водным ресурсам, по охотничьему хозяйству, лесному хозяйству и т.д. Таксы специально утверждаются постановлением Правительства РФ. Например Постановление Правительства РФ от 25 .05.94 «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов». Там длинный перечень. Например, за синего кита, который находится под запретом – 2,5 тысяч мрот.
В этом постановлении утверждены таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный гражданами, юридическими лицами и лицами без гражданства уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов во внутренних водохозяйственных водоемах, территориальных водах, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ и запасам анадромных видов рыб, образующихся в реках России, за пределами исключительной экономической зоны РФ до внешних границ экономических зон и рыболовных зон иностранных государств.
Здесь по существу речь идет о распространении юрисдикции за пределы исключительной зоны, об анадромных рыбах. Скажем, лососи на Дальнем Востоке входят в наши реки, потом скатываются в море для нагула, им мало территориальных вод, исключительной экономической зоны. Запрет распространяется на вылов не только в нашей исключительной зоне, но и в открытом море, до рыболовной зоны иностранных государств.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.