ЭТНОМЕНТАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
Хорошо известно, что словосочетание «мировая культура» относится к разряду тех понятий, которые в нормативно-ценностном отношении присущи преимущественно тем мифолого-идеологических подходам, в рамках которых утверждается идеальная модель существования человечества во времени и пространстве его бытия. Ценности-цели и ценности-средства в историко-культурном движении человеческих сообществ различного типа и облика трактуются в ракурсе перспектив создания единой интегрированной культурной метасистемы, в которой не только обретет свое подобающее место каждая из этнических культур, но и обогатит собственными достижениями «общепланетарный» духовно-творческий фонд в целом.
Однако всегда и везде (в том числе и в сфере рефлексирования) существовал и до сих пор существует весьма ощутимый водораздел между снами-грезами и пробуждениями, возвращающими в реальность, в то «поле проблем», на котором и призван каждый из нас трудиться…Одно из свидетельств тому - проблемно-тематического пространство международной конференции, посвященной комплексу столь же открытых, сколь и сложных вопросов о соотношении-сопряженности традиционного и инновационного направлений в культуре любого из народов.
В контексте данной конференции важное место занимает, на мой взгляд, задача постижения субъективного «среза» такого динамичного и разностороннего явления, как культурное многообразие. Более чем очевидно, что огромнейший массив самых разнообразных артефактов и идеациональных достижений культуры (континуальность которой как «второй природы» и «искусственного мира» измеряется несколькими тысячелетиями общечеловеческой истории ) предстает непрерывной чередой сменяющих друг друга этнокультурных хронотопов. А поскольку ценностный фонд современного человечества органично интегрирует в себе как достижения наших дней, так и различного рода «культурные следы» истории и творчества народов, по тем или иным причинам либо исчезнувших полностью либо трансформировавшихся и обладающих изменившимися чертами облика и менталитета, то целенаправленное и продуктивное осмысление культурного много- и разнообразия предполагает особое внимание к этноментальным аспектам данного феномена.
При этом следует заметить, что для моих дальнейших размышлений по поводу этноментальных граней обширной проблематики культурного много- и разнообразия гносеологической значимостью обладают такие понятия-мотивы Гегеля, как «общее-особенное-единичное», «кружные пути
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.