Исследовательский приоритет отдается социокультурной динамике, а не статике; процессам, специфическим для последнего столетия, а не историко-культурным универсалиям; соотнесению глобальных и локальных явлений, а не рассмотрению их по отдельности. Обосновывается диагноз современной социокультурной ситуации как неопределенной. Наконец, осуществляются попытки выявить источники такой неопределенности и возможности ее преодоления.
Проблема заключается в том, что пока эти сходства не замечаются, а различия преувеличиваются. Обобщенные модели модернизации принято критиковать за отсутствие философской обоснованности. Метафизику постмодерна – за невнимание к общественной практике. Представляется, что сопоставление концептуализаций современности, характерных для обоих дискурсов, позволит показать их взаимодополнительность в установлении связей между феноменами социального взаимодействия и их символизацией.
Рассмотрение таких связей преследует важную познавательную цель. Речь идет о включении тех эпистемологических оснований, с помощью которых интерпретируются новые социокультурные явления, не имеющие объяснения в общепринятых категориях. Для этого предлагается теоретическая модель[1], позволяющая выделить глобальные социокультурные тенденции, общие для обеих концептуальных позиций, и логически упорядочить их. Речь идет об определенном строении социокультурного пространства, с выделением параметров, наиболее значимых для поддержания совместной жизни и деятельности людей.
Во-первых, проводится различие между специализированным и обыденным уровнями культуры на основании способов освоения социально значимых знаний и навыков: путем профессиональной подготовки в первом случае; с помощью общего образования и традиции – во втором. Во-вторых, выделяются существенные сферы организации совместной жизни и деятельности людей: социального взаимодействия, социально значимого знания, трансляции социально значимого опыта. Сфера организации социального взаимодействия представлена хозяйственной, политической и правовой областями, характеризующими соответственно организацию жизнеобеспечения, социальных отношений и нормативного контроля. В сфере социально значимого знания выделены наука, философия, искусство и религия. Наука и искусство обеспечивают символизированные формы конструирования отношений людей с окружением в значимых ситуациях человеческого существования. Философия и религия определяют нормативные рамки для такого конструирования. Трансляция социокультурного опыта осуществляется с помощью таких институтов, как образование, просвещение и средства массовой информации. В области образования транслируются знания и навыки, которые в текущий период времени принято считать социально необходимыми; просвещение связано с созданием условий для добровольного приобщения членов общества к высшим культурным ценностям; средства массовой информации
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.