Делинквентное поведение подростков. Крайние проявления

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Делинквентное поведение подростков

Разновидностью преступного (криминального поведения) человека является делинквентное поведение – отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях представляющее уголовно наказуемое деяние. Отличие делинквентного от криминального поведения коренятся в тяжести правонарушений, выраженности антиобщественного их характера. Правонарушения делятся на преступления и проступки. Суть проступка заключается в том, что не представляет существенной общественной опасности, и отличается от преступления мотивами совершения противоправного действия.

Делинквентное поведение – это социальная патология, которое представляет собой такое отклонение от социальной нормы, которое имеет отрицательное значение с точки зрения общественных интересов. Под социальной патологией имеется в виду как массовое, так и индивидуальные негативные отклонения от норм, выраженные с различной степенью интенсивности. Понятие социальной патологии  охватывает различные негативные отклонения от нормы – на уровне общества, социальных групп и личности. Правонарушения – это часть социальной патологии поведения и она охватывает только те виды социальной патологии, которые связанны с нарушениями норм права. Социальная патология изучается криминологией. Однако патология поведения, в том числе и противоправное поведение не сводится к преступности. Так В.И. Ремнев  еще в 1979 году предложил новое направление в научных исследованиях – «деликтологию», которая «имела бы целью анализ явлений, порождающие не преступные правонарушения, разработку мер предупреждения и ликвидации проступков». (1979, с.182)

В словаре Webster (1963) делинквентность определяется как «провинность» или как «психологическию тенденцию к правонарушению». Помимо мелкого воровства, мошенничества, угонов автомобилей, бродяжничества, хулиганства, делинквентными рассчитываются и такие характеристики поведения, как лживость, прогулы школы, драчливость, крайнее не послушание, враждебность к родителям и учителям, жестокость к младшим детям и животным, дерзость и сквернословие.

Личко А.Е. (1983) дает следующее определение: «под делинквентным поведением подразумевается цепь поступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминала, т.е. наказуемых согласно Уголовному Кодексу серьезных правонарушений и преступлений».

Ковалев В.В. (1981) под термином делинквентное поведение понимает только случаи противоправных, противозаконных преступных поступков: кражи, хулиганские действия, нанесение тяжких телесных повреждений.

Целый ряд авторов (В.Я. Семке, А.А. Авдеенко, Л.У. Бабушкина и др. (1982)) не видят разницы между антисоциальным и делинквентным поведением. Другие авторы рассматривают делинквентное поведение как этап, предшествующий совершению более серьезным правонарушений, т.е. переход к противоправному, криминальному поведению.

Неоднократно предпринимались попытки классификации делинквентного поведения. Один из первых кто предложил классифицировать делинквентность и определил стратегию коррекции был Д. Леви (1932). Он выделил 2 группы: 1. Делинквентное поведение как результат ситуации среды, прежде всего социально-педагогической запущенности. (Лечение состоит в улучшении их жизненных условий). 2. Делинквентность как результат неудовлетворительных отношений между родителями и ребенком, невзирая на социальное и экономическое положение семьи. (лечение6 состоит в том, чтобы помочь родителям понять значение асоциального поведения ребенка, помочь осознать и позиции могли способствовать агрессивному поведению подростка).

Интересную, на наш взгляд, типизацию делинквентного поведения приводит Александров А.А. (1988), основную на учете побудительных мотивов к правонарушениям: конформные, агрессино-защитный, неустойчивый, аппозиционный. Наиболее подробно рассматриваются так называемые фрустрационные типы делинкветности. Рассмотрим некоторые из них. Агрессивно-защитный тип – отмечается у подростков, отмечающихся особо трудным, агрессивным характером. Они драчливы, враждебны, конфликтны неустойчивые, являются дезорганизаторами дисциплины в школе, склонны к грубым хулиганским выходкам, к ранней алкоголизации. Это отверженные дети, отвержение которых предшествовало их рождению, а не явилось следствием их поведения. Самым существенным является то, что ребенка не хотели, и он осознает это. Отвержение ребенка проявляется в самых разных формах: от затаенного, часто неосознанного самими родителями неприятия, до открытой враждебности вплоть до жестокого обращения с ними. Для формирования агрессино-защитного типа делинквентности необходимо сочетание двух факторов – неправильное воспитание и определенный конституционный фон. По мнению, автора, таким фоном является акцентуация характера эпилиптоидного радикала. Фиксации агрессино-защитной установки способствуют такие качества эпилиптиодной психики, как склонность к застреванию, эгоизм

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
135 Kb
Скачали:
0