Беседа как метод в психодиагностике. Задача беседы как метода диагностики: -жалобы -хороший способ установления контакта -сбор первичных данных (диагностика). Можем брать из: формы ответа и формы беседы, содержание беседы. Набор характеристик при объединении которых получается форма беседы: эмоциональность/безэмоциональность, многоречивость/немногословие, формальные/содержательные ответы, адекватные/неадекватные ответы на вопросы, заинтересованность/незаинтересованность в общении, инициативность/безынициативность в беседе, последовательность тем/непоследовательность, наличие/отсутствие невербального компонента. Разбились на пары клиент-терапевт. После совместного обсуждения добавили: искренность/неискренность ответов, доверие/недоверие психологу (открытость/закрытость), абстрактность/конкретность проблемы, зажатость-неестественность/непосредственность. Содержание ответов. В них входит то, что человек говорит.:) Какие значимые для него темы, какие темы затрагивает самостоятельно, обращаем внимание на невербальные компоненты. ---------------- Наблюдение и беседа - это вводная часть. Нужна еще тестология. Тестов должно быть минимум и они должны быть хорошо подобраны, и максимально охватывать психическую сферу человека. 16-ти факторный опросник Кеттела. 1. Определить, сможем ли отвечать запросу клиента. 2. Если первое выяснили - идем на контакт, установление контакта. Это рамки в которые мы ставим пациента-клиента, чтобы он не выходил а них. Рабочий контакт - порядок встреч (когда, где, периодичность) вплоть до оговаривания отпуска, перерыва в работе, склонность к опозданиям (вашим и клиента; для предотвращения затягивания беседы не надо затрагивать новых тем ближе к концу, лучше обсудить достигнутое). Если есть оплата, обговорить это (возможно, если он оплатит вперед, будет стимул работать). Рассказать где будут проходить встречи - все это приводит к снижению тревожности. Цели в психодиагностике и психотерапии. 1. Ориентировочное исследование личности (ММPI, в частной практике можно заменить Кеттелом, Люшера) 2. Проверка эффективности Вашей работы, посмотреть динамику (проективные (нарисовать дерево проще, можно нарисовать свой страх - и спросить, что хотите с ним делать), самоописание (хорошо в процессе работы - что думает по поводу себя)). Тесты нужны для отчета. Кеттел, опубликован 1949 (будет в тесте). Основа - факторный анализ, набор черт личности, которые группируются по осям в группки, факторы - отсюда факторный анализ. Выглядит довольно просто: факторы экстраверсии, контактности... У теста 6 форм, мы будем заниматься формой C. В ней вопросы менее прямолинейны, труднее угадать ответ. Требует меньше времени обследования - 30-40 мин (другие формы 50). Не требует перевода сырых баллов в стены (переводить, только если нужно сравнить с другими). Включает дополнительный фактор, кот нет в других формах - MD, адекватность самооценки. Применима на людях с высшим образованием, опять же из-за обтекаемости вопросов. 105 вопросов, 17 факторов (16 + MD). Капустина А. Н. "Многофакторная личностная методика Кеттела". |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.