Любой первопроходец, первооткрыватель в сфере мысли или поступка - это, скорее всего, интуитив. Во времена колонизации
Америки возможности Нового Света привлекали куда больше людей интуитивного типа, нежели сенсорного; то же самое, можно полагать, было в первые годы после революции 1917 г.: светлое завтра манило не столько сенсориков, любящих получать удовольствие здесь-и-теперь, а интуитивов, прозревающих небывалые возможности и будущие свершения.
Дети сенсорного типа в школе и в вузе получают в среднем более низкие оценки и проявляют меньше интереса к абстрактным
- 5 наукам, чем интуитивы. Но было бы серьезной ошибкой считать, что они менее интеллектуальны, чем интуитивы; просто их интеллект совсем иного рода. Естественный "язык" сенсорного типа, как мы уже говорили, - это язык ощущений, тогда как большинство школьных дисциплин использует язык метафор, символов, хорошо известный интуитивам. Детям сенсорного типа приходится переводить всю информацию сначала на свой "язык", а это, безусловно требует дополнительного времени и усилий.
Умственную работу интуитивов можно приблизительно представить так: предложенную им задачу они отправляют в свое бессознательное; оно моментально срабатывает и выдает готовый ответ. Сенсорный тип не располагает таким надежным и прямым
"каналом связи" со своим бессознательным; кроме того, он не доверяет ответу, который был получен неизвестно каким образом.
Для сенсориков важна отчетливость понимания на каждом этапе решения задачи, надежность и согласованность выводов и исходных фактов. Поэтому прежде, чем прийти к какому-либо окончательному решению, они должны быть уверены в его фактуальной проработке, подобно тому, как инженер тщательно изучает все параметры проектируемого моста, чтобы сделать заключение о том, какой общий вес может выдержать этот мост. Все, что не имеет твердой фактической основы, а лишь подразумевается или предполагается, кажется человеку сенсорного типа недостаточно надежным.
Различия в способах восприятия - интуитивном или сенсорном - сказываются уже в начальной школе: для ребенка сенсорного типа буква, нарисованная на бумаге, лишена какого бы то ни было значения и представляет собой лишь рисунок. Если такому ребенку не сумели объяснить, что буква - это символ звука, т.е. элементарного слухового ощущения, то вместо слов и значений он будет упорно видеть лишь более или менее сложные рисунки. Аналогичные трудности испытывают дети сенсорного типа и с арифметикой: для многих из них 2+3 ничуть не похоже на 3+2, и чтобы понять, что это одно и то же, нужны специальные усилия как самого ребенка, так и того, кто его обучает. Однако же, освоив символическое значение цифр, дети-сенсорики, как правило, весьма успешно справляются с арифметическими вычислениями, поскольку здесь необходимы тщательность и точность. Но когда
- 6 они приступают к алгебре, то возникает новая трудность: непонятно, что именно надо считать. Детей интуитивного типа это не затрудняет, поскольку они легко оперируют символами. В результате на этом этапе обучения возникает резкий контраст между детьми-сенсориками и детьми-интуитивами: кажется, что дети сенсорного типа просто тупы, хотя в действительности это совсем не так. Поскольку в отличие от интуитивов, которые схватывают все новое на лету посредством инсайта, внезапного проникновения, сенсорики обучаются путем постепенного ознакомления, то наиболее успешны они в освоении тех дисциплин, которые требуют знания множества фундаментальных фактов, например, истории, географии, биологии, тогда как науки, базирующиеся на общих принципах, даются им труднее.
В. Проявление МЫШЛЕНИЯ - ЧУВСТВА (TF)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.