Определение предпочтений. Проявление экстраверсии - интроверсии, страница 3

Любой первопроходец,  первооткрыватель  в сфере мысли или поступка - это, скорее всего, интуитив. Во времена колонизации

Америки  возможности Нового Света привлекали куда больше людей интуитивного типа, нежели сенсорного; то же самое, можно полагать,  было  в  первые  годы после революции 1917 г.:  светлое завтра манило не столько сенсориков, любящих получать удовольствие  здесь-и-теперь,  а  интуитивов,  прозревающих небывалые возможности и будущие свершения.

Дети сенсорного  типа в школе и в вузе получают в среднем более низкие оценки и проявляют меньше интереса  к абстрактным


- 5 наукам,  чем интуитивы.  Но было бы серьезной ошибкой считать, что они менее интеллектуальны, чем интуитивы; просто их интеллект  совсем иного рода.  Естественный "язык" сенсорного типа, как мы уже говорили,  - это язык ощущений, тогда как большинство школьных дисциплин использует язык метафор,  символов, хорошо известный интуитивам.  Детям сенсорного  типа  приходится переводить всю информацию сначала на свой "язык",  а это,  безусловно требует дополнительного времени и усилий.

Умственную работу  интуитивов можно приблизительно представить так:  предложенную им задачу они отправляют в свое бессознательное; оно моментально срабатывает и выдает готовый ответ.  Сенсорный тип не располагает  таким  надежным  и  прямым

"каналом  связи" со своим бессознательным;  кроме того,  он не доверяет ответу, который был получен неизвестно каким образом.

Для  сенсориков  важна  отчетливость понимания на каждом этапе решения задачи,  надежность и согласованность выводов и исходных фактов.  Поэтому прежде,  чем прийти к какому-либо окончательному решению,  они должны быть уверены в  его  фактуальной проработке,  подобно  тому,  как инженер тщательно изучает все параметры проектируемого моста,  чтобы  сделать  заключение  о том,  какой общий вес может выдержать этот мост.  Все,  что не имеет твердой фактической основы,  а лишь подразумевается  или предполагается,  кажется человеку сенсорного типа недостаточно надежным.

Различия в  способах восприятия - интуитивном или сенсорном - сказываются уже в начальной школе: для ребенка сенсорного типа буква,  нарисованная на бумаге, лишена какого бы то ни было значения и представляет собой лишь рисунок.  Если  такому ребенку  не  сумели  объяснить,  что буква - это символ звука, т.е. элементарного слухового ощущения, то вместо слов и значений он будет упорно видеть лишь более или менее сложные рисунки.  Аналогичные трудности испытывают дети сенсорного типа и с арифметикой:  для многих из них 2+3 ничуть не похоже на 3+2, и чтобы понять,  что это одно и то же,  нужны специальные усилия как самого ребенка,  так и того,  кто его обучает.  Однако же, освоив символическое значение цифр, дети-сенсорики, как правило, весьма успешно справляются с арифметическими вычислениями, поскольку здесь необходимы тщательность и точность.  Но  когда


- 6 они приступают к алгебре,  то возникает новая трудность: непонятно, что именно надо считать. Детей интуитивного типа это не затрудняет, поскольку они легко оперируют символами. В результате на этом этапе обучения возникает  резкий  контраст  между детьми-сенсориками  и  детьми-интуитивами:  кажется,  что дети сенсорного типа просто тупы,  хотя в действительности это совсем не так. Поскольку в отличие от интуитивов, которые схватывают все новое на лету посредством инсайта, внезапного проникновения,  сенсорики обучаются путем постепенного ознакомления, то наиболее успешны они в освоении тех дисциплин, которые требуют знания множества фундаментальных фактов,  например, истории, географии, биологии, тогда как науки, базирующиеся на общих принципах, даются им труднее.

В. Проявление МЫШЛЕНИЯ - ЧУВСТВА (TF)