видимому, впервые предпринимается попытка такого рода (во всяком случае, нам не удается найти исследований, в которых телесность рассматривалась бы подобным образом).
С одной стороны, выделение и изучение основных признаков телесности как феномена невозможно вне изучения биологических и физиологических механизмов жизнедеятельности тела (организма). С другой стороны, жизнь тела немыслима вне психики, и потому исследование и определение закономерностей формирования телесности полноценно лишь совместными усилиями психологии и естественных паук. И, наконец, необходимым условием, формирования телесности является адаптация (соцадаптация) человека - предмет различных наук. Поэтому изучение телесности возможно только на стыке многих наук и областей знания о человеке: биологии, психологии, физиологии, анатомии, антропологии, социологии, языковедения, физики, химии, истории, медицины, философии, культурологии, религиоведения, богословия и др. Исходя из вышесказанного мы полагаем, что областью таких междисциплинарных исследований могла бы стать психология телесности ~ наука о душевно-телесном соответствии (конгруэнтности). Предметом изучения психологии телесности являются конгруэнтные психологические, биологические и смысловые аспекты телесности. Психология телесности исследует механизмы формирования, общие закономерности существования и особенности этих аспектов в связи с:
1. объективными условиями развития триединой природы человека от внутриутробного периода до смерти ;
2. получением базового знания о явлениях бытия (жизни и смерти);
3. формированием системы смыслов;
4. наиболее распространенными подходами к решению вечных вопросов;
5. наиболее типичными стратегиями жизнедеятельности.
В толковом словаре живого великорусского языка Вл. Даля мы не найдем понятия "телесность", нет и отдельной главы, посвященной телу, но в главе "плоть" можно прочитать: "плоть - тело животного и человека; всё вещество, из коего состоит животное тело; персть, прах, человек телесный...
Живой или земной человек, плотский, во плоти и в теле своем...; вожделения и похоти пяти чувств, телесные услады, плотный (церковное) — ко плоти относящийся, плотский, телесный; бренный, животный ..." (8, т. З, стр.129, разрядка моя; истинное значение древнего понятия "плоть" раскрывается в последней главе). В XIX - начале XX вв. отношение к телу определялось представлением о плоти, как о вещественной половине человека, покидаемой при отрешении духа (там же). Но в первой половине XX века профессор русской словесности И. А. Бодуэн де Куртенэ, обновивший словарь "живого великорусского языка" Вл. Даля, а вслед за ним - Ушаков и Ожегов, ввели в словари главу "тело", в которой выделяют прилагательное "телесный" - "принадлежащий организму, телу... земной, материальный, в противоположность духовному" (26, стр.780), и упоминают, не поясняя, впрочем, производное от него существительное "телесность". "Телесность", таким образом, понимается в значении, эквивалентном "тварности": в отличие от духовности "телесность, т.е. тварность, означает, что его имеет каждая тварь" (51, стр.374). На протяжении многих веков за телом признается право сосуществовать с духом, но ему самому в духовности отказано. Человек, за многие тысячелетия обучившийся руководить и владеть своим телом, предпочитает оставаться в границах рабовладельческих взаимоотношений с ним. Социально-психологический механизм этой позиции очевиден: такое отношение могло сформироваться только как результат несоответствий
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.