отмечают этнопсихологи, стремление людей к взаимодействию является прирожденным. При этом этнические особенности могут лежать в основе стремления к объединению, но материальные, условия определяют способ, посредством которого реализуются такие стремления.
Одним из важнейших индикаторов направленного развития этнокультурных процессов является установка обследуемого населения на язык школьного обучения, определяемая по степени осознания необходимости преподавания детям языка своей национальности и по выбору типа школы и языка обучения своих детей. Результаты опроса чувашей выявили, что лишь 28% опрошенных считают необходимым преподавание в школе чувашского языка. Что же касается выбора желательного типа языка школьного обучения, то 94,5% информаторов предпочитают обучать своих детей в русской школе. Структура национально-культурных предпочтений показывает развитие процесса унификации ее с общерусскими формами культуры. Таким образом, складывается ситуация, характеризующаяся высокой степенью языковой ассимиляции и постепенного перехода от одной системы этнокультурных традиций к другой.
В современном обществе индивид может одновременно относиться ко многим социальным группам, но чтобы стать членом этнической группы, он должен знать ее символы, нормы поведения, стандарты коммуникации, которые задаются обществом, культурой. Шаблоны поведения, характерные для той или иной этнической общности, обнаруживают различия главным образом в вербальных и невербальных средствах коммуникации. Так, например, у абхазов можно выделить несколько вариантов приветствий: по типу ситуации (приветствие гостя, путника), по признаку возраста, по признаку пола и т. д. Этнокультурные стандарты общения чрезвычайно устойчивы, что сближает их с обычаями. Выступая в качестве разновидности обычая, стандарты общения осуществляют внутри этноса функции социального контроля, передачи культуры и социализации. У американцев, например, дистанция между собеседниками в два раза больше, чем у арабов или греков, что обусловливает десинхронизацию социального поведения представителей различных этнических культур. Этнодифференцирующее и этноориентирующее значение имеет и внешний вид человека. Так, например, символ замужества у мордвы — пробор, у японок для этих целей служит крашение зубов в черный цвет.
У каждого человека вырабатывается свое отношение к традиционно-бытовой культуре общения. В конкретной ситуации общения оно преобразуется в установку на тот или иной (традиционный или нетрадиционный) тип этнического поведения. В замкнутых, мало подверженных стороннему влиянию этнических общностях
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.