Вспомогательная функция. Наличие доминирующего процесса у каждого человека

Страницы работы

Содержание работы

_________________________ 4. ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ________________________

Наличие у каждого человека (и каждого типа) доминирующего процесса  было  подмечено  Юнгом  и  легло в основу его работы

"Психологические типы".  Некоторым людям не нравится сама идея наличия у них доминантного процесса,  они предпочитают думать, будто используют все четыре -  мышление,  чувство,  сенсорику, интуицию - в равной степени. Юнг считал, что такая недифференцированность, если она действительно присутствует, не позволяет  ни одному из процессов развиться в полной мере и порождает

"примитивную ментальность" - своеобразный психический склад, в котором  противоположные  процессы конкурируют друг с другом и мешают осуществлению любой деятельности. Чтобы один из перцептивных процессов,  например, сенсорика, мог успешно развиваться,  он должен на протяжении длительного времени получать постоянный приоритет,  постоянно использоваться, а следовательно, противоположный ему,  в нашем случае - интуиция, будет большей частью  "отключен",  не задействован и останется недоразвитым.

Аналогичным образом развитие того или  иного  процесса  оценки требует  "отключения"  противоположного себе.  Вполне возможно параллельное развитие одного перцептивного и одного оценочного процесса, но чтобы все четыре процесса успешно прогрессировали

- такого не бывает.

Итак, у каждого человека,  как правило, имеется один наиболее развитый процесс; однако каким бы совершенным он ни был, его все же недостаточно для эффективной жизнедеятельности. Как и везде,  в психической жизни человека необходим баланс сил  т.е.  адекватное развитие второго процесса. Обратите внимание, что "адекватное" ни в коем случае не означает "эквивалентное":

второй процесс, хотим мы того или нет, в интересах сбалансированности должен играть вспомогательную роль,  а,  значит,  его развитие будет уступать доминантному.  Итак,  если доминантный процесс у вас перцептивный,  то вспомогательным будет  оценочный,  и наоборот: восприятие дает материал для оценки и принятия решений,  а оценки и решения позволяют достигать воспринимаемые цели.

Следствия недостаточного развития  вспомогательного  процесса совершенно очевидны: восприятие при отсутствии оценочного процесса похоже на плавание "без руля и без ветрил"; а принимать  решения  без  опоры  на восприятие - это все равно что


- 2 управлять кораблем, сидя в трюме и не имея ни карт, ни навигационных  приборов.  Вспомогательный  процесс призван дополнять доминантный в основных сферах вашей деятельности, позволяя вам ориентироваться в мире внешнем и внутреннем.  Но помимо этого, вспомогательный процесс имеет еще одну  важную  функцию  -  он поддерживает баланс между экстра- и интроверсией.

Каждый человек использует свой доминантный процесс  в той области,  в которой лежат его основные интересы: экстраверты во взаимодействии с внешним миром, интроверты - уходя во внутренний мир.  Иными словами, предпочитаемый, выбранный вами мир не только более интересен и важен для вас;  вы наиболее эффективно  и  умело действуете именно в нем (экстраверт - во внешнем,  интроверт - во внутреннем),  поскольку используете  свой доминантный процесс. На долю вспомогательного процесса остаются менее важные дела и сферы жизни.

У экстравертов  доминантный  процесс связан с внешним миром,  миром людей и предметов, а вспомогательный - "присматривает"  за  внутренней  жизнью,  без  которой экстраверт был бы слишком поверхностным.  Интроверты также вынуждены участвовать во  внешней  жизни,  хотя  их доминантный процесс обращен вовнутрь, в мир идей. Для жизни вовне у них имеется вспомогательный процесс,  посредством которого они взаимодействуют с окружающими людьми.  Доминантный процесс интроверта как бы говорит вспомогательному: "Иди туда, во внешний мир, и сделай, что там требуется,  только не приставай ко мне, за исключением случаев крайней необходимости." Если интроверту придется обратить свой доминантный процесс на внешний мир,  это может существенно нарушить  его  внутренний покой и уединение,  столь значимые для всякого интроверта;  естественно,  что он  стремится  избежать этого всеми силами. Поэтому успех контактов интроверта с внешним миром зависит от степени развитости у него вспомогательного  процесса.  Если этот процесс развит недостаточно,  внешняя

"светская" жизнь интроверта будет неуклюжей,  нескладной,  некомфортной как для него,  так и для окружающих. Поэтому от недостаточного  развития  вспомогательного  процесса  интроверты страдают значительно сильнее, чем экстраверты.

У экстравертов доминантный процесс обычно прекрасно виден окружающим  даже  при  самом непродолжительном знакомстве:  их


- 3 сильные стороны,  то, что лучше всего удается, сразу бросается в глаза.  Совсем иначе обстоит дело с интровертами:  поскольку доминантный процесс упорно  обращен  вовнутрь,  то  окружающим доступен лишь их вспомогательный процесс. За исключением самых близких друзей или тех,  кто всерьез интересуется той работой, которая в настоящее время увлекает интроверта, большинству людей вход во внутренний мир интроверта закрыт. Им остается лишь та сторона,  которой интроверт обращен вовне - а именно, вспомогательный процесс.

В результате возникает парадокс:  интроверт с доминантным процессом оценки (мышление или чувство)  внешне  действует  не так, как "полагается" ориентированным на оценку людям. Снаружи проступает вспомогательный перцептивный процесс,  а внутренняя установка  на  оценку  и принятие решений не видна до тех пор, пока не начнет происходить что-то из  ряда  вон  выходящее  по своей важности для интроверта.  Аналогичным образом, те интроверты, у которых доминирует один из перцептивных процессов, во внешней жизни ведут себя не так,  как "перцептивные" типы: они демонстрируют миру свою установку на оценку поступающей информации, хотя на самом деле это лишь их вспомогательный процесс.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
52 Kb
Скачали:
0