_________________________ 4. ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ________________________
Наличие у каждого человека (и каждого типа) доминирующего процесса было подмечено Юнгом и легло в основу его работы
"Психологические типы". Некоторым людям не нравится сама идея наличия у них доминантного процесса, они предпочитают думать, будто используют все четыре - мышление, чувство, сенсорику, интуицию - в равной степени. Юнг считал, что такая недифференцированность, если она действительно присутствует, не позволяет ни одному из процессов развиться в полной мере и порождает
"примитивную ментальность" - своеобразный психический склад, в котором противоположные процессы конкурируют друг с другом и мешают осуществлению любой деятельности. Чтобы один из перцептивных процессов, например, сенсорика, мог успешно развиваться, он должен на протяжении длительного времени получать постоянный приоритет, постоянно использоваться, а следовательно, противоположный ему, в нашем случае - интуиция, будет большей частью "отключен", не задействован и останется недоразвитым.
Аналогичным образом развитие того или иного процесса оценки требует "отключения" противоположного себе. Вполне возможно параллельное развитие одного перцептивного и одного оценочного процесса, но чтобы все четыре процесса успешно прогрессировали
- такого не бывает.
Итак, у каждого человека, как правило, имеется один наиболее развитый процесс; однако каким бы совершенным он ни был, его все же недостаточно для эффективной жизнедеятельности. Как и везде, в психической жизни человека необходим баланс сил т.е. адекватное развитие второго процесса. Обратите внимание, что "адекватное" ни в коем случае не означает "эквивалентное":
второй процесс, хотим мы того или нет, в интересах сбалансированности должен играть вспомогательную роль, а, значит, его развитие будет уступать доминантному. Итак, если доминантный процесс у вас перцептивный, то вспомогательным будет оценочный, и наоборот: восприятие дает материал для оценки и принятия решений, а оценки и решения позволяют достигать воспринимаемые цели.
Следствия недостаточного развития вспомогательного процесса совершенно очевидны: восприятие при отсутствии оценочного процесса похоже на плавание "без руля и без ветрил"; а принимать решения без опоры на восприятие - это все равно что
- 2 управлять кораблем, сидя в трюме и не имея ни карт, ни навигационных приборов. Вспомогательный процесс призван дополнять доминантный в основных сферах вашей деятельности, позволяя вам ориентироваться в мире внешнем и внутреннем. Но помимо этого, вспомогательный процесс имеет еще одну важную функцию - он поддерживает баланс между экстра- и интроверсией.
Каждый человек использует свой доминантный процесс в той области, в которой лежат его основные интересы: экстраверты во взаимодействии с внешним миром, интроверты - уходя во внутренний мир. Иными словами, предпочитаемый, выбранный вами мир не только более интересен и важен для вас; вы наиболее эффективно и умело действуете именно в нем (экстраверт - во внешнем, интроверт - во внутреннем), поскольку используете свой доминантный процесс. На долю вспомогательного процесса остаются менее важные дела и сферы жизни.
У экстравертов доминантный процесс связан с внешним миром, миром людей и предметов, а вспомогательный - "присматривает" за внутренней жизнью, без которой экстраверт был бы слишком поверхностным. Интроверты также вынуждены участвовать во внешней жизни, хотя их доминантный процесс обращен вовнутрь, в мир идей. Для жизни вовне у них имеется вспомогательный процесс, посредством которого они взаимодействуют с окружающими людьми. Доминантный процесс интроверта как бы говорит вспомогательному: "Иди туда, во внешний мир, и сделай, что там требуется, только не приставай ко мне, за исключением случаев крайней необходимости." Если интроверту придется обратить свой доминантный процесс на внешний мир, это может существенно нарушить его внутренний покой и уединение, столь значимые для всякого интроверта; естественно, что он стремится избежать этого всеми силами. Поэтому успех контактов интроверта с внешним миром зависит от степени развитости у него вспомогательного процесса. Если этот процесс развит недостаточно, внешняя
"светская" жизнь интроверта будет неуклюжей, нескладной, некомфортной как для него, так и для окружающих. Поэтому от недостаточного развития вспомогательного процесса интроверты страдают значительно сильнее, чем экстраверты.
У экстравертов доминантный процесс обычно прекрасно виден окружающим даже при самом непродолжительном знакомстве: их
- 3 сильные стороны, то, что лучше всего удается, сразу бросается в глаза. Совсем иначе обстоит дело с интровертами: поскольку доминантный процесс упорно обращен вовнутрь, то окружающим доступен лишь их вспомогательный процесс. За исключением самых близких друзей или тех, кто всерьез интересуется той работой, которая в настоящее время увлекает интроверта, большинству людей вход во внутренний мир интроверта закрыт. Им остается лишь та сторона, которой интроверт обращен вовне - а именно, вспомогательный процесс.
В результате возникает парадокс: интроверт с доминантным процессом оценки (мышление или чувство) внешне действует не так, как "полагается" ориентированным на оценку людям. Снаружи проступает вспомогательный перцептивный процесс, а внутренняя установка на оценку и принятие решений не видна до тех пор, пока не начнет происходить что-то из ряда вон выходящее по своей важности для интроверта. Аналогичным образом, те интроверты, у которых доминирует один из перцептивных процессов, во внешней жизни ведут себя не так, как "перцептивные" типы: они демонстрируют миру свою установку на оценку поступающей информации, хотя на самом деле это лишь их вспомогательный процесс.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.