ной позиции являются "социальные дефекты" типа дефицита эмоционального контакта или гиперопеки. Так, Л.Б.Филонов указывает на устойчивую связь между жестокостью как чертой личности и специфическими социально-психологическими условиями раннего детства - холодными, безразличными отношениями в общении со взрослыми, отсутствием ласки и т.д. Указывается также на связь жадности с атмосферой вседозволенности и все доступности в детстве (цит. по Бреслав, 1990).
Таким образом появление в поведении не соответствующих данному периоду формирования личности черт или отсутствие черт в течение достаточно длительного времени и является свидетельством ОФЛ.
Если имеет место лишь замедление индивидуальных темпов формирования личности внутри конкретного периода, то далеко не всегда оно может рассматриваться как отклонение и требовать специальных педагогических усилий по коррекции. Если же замедление формирования личности ребенка носит продолжительный характер, не сопровождающийся ускорением формирования на последующих этапах, а сочетающийся с регрессивной защитной позицией, то скорее всего можно говорить именно об ОФЛ. Как правило, такая позиция достаточно примитивна и имеет выраженный эгоцентрический характер, маскируемый в самосознании псевдосоциальными мотивировками. Например, ребенок может объяснить свою жестокость по отношению к более слабым сверстникам приучением к требованиям военной дисциплины, извращенно понимаемыми эталонами мужественности и т.п.
В то же время отличие ОФЛ от патологии свидетельствует о возможности чисто психолого-педагогической корректировки, которая выступает по отношению к возможным дальнейшим асоциальным проявлениям и психогенным заболеваниям в качестве профилактики.
На наш взгляд, ОФЛ в том виде, как их описывает Г. Бреслав, являются проявлением индивидуальности ребенка и, безусловно, при определенных условиях могут привести к девиациям поведения. В то же время они могут служить необходимым для ребенка этапом индивидуального развития и способствовать формированию здоровой личности.
Причиной возникновения девиаций в поведении и развитии может быть недостаточная сформированность определенных функциональных систем мозга, обеспечивающих развитие высших психических функций. Отклонения такого рода рассматриваются в рамках неврологии и нейропсихологии.
1.2. Неврологическая классификация отклонений
В этом разделе излагается неврологический подход к отклонениям развития, как он представлен в широко распространенной за рубежом отрасли "поведенческой неврологии" (behavioral neurology). Особое внимание к этому подходу объясняется двумя причинами: с одной стороны, это комплексный
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.