знают, что у них плохие память и внимание, и относятся к этому спокойно. Их произвольное внимание действительно не развито. Оно неустойчиво, концентрация слабая, распределение не развито. Два дела одновременно они делать не могут. Например, писать и слушать. Либо они не услышат (или не поймут), что говорит учитель (воспитатель), либо неизвестно, что напишут, если вообще смогут писать.
Замедленная переключаемость приводит к тому, что астеничные дети не успевают за объяснением и быстро перестают понимать, что говорит воспитатель (учитель). Часто такой ребенок «выключается» из разговора или объяснения, не будучи еще переутомленным, именно потому, что не успевая следить, теряет нить и перестает понимать смысл сообщения.
Объем кратковременной и оперативной памяти у них очень мал. Ребенок не может держать в уме информацию и оперировать ею. Например, он не может одновременно помнить инструкцию и действовать в соответствии с ней. Он помнит правильно инструкцию, воспроизводит ее, но когда работает, не может ими руководствоваться. У астеничных детей бывает затруднен переход в долговременную память. Память бывает ослаблена, но не может не страдать.
Астеничные дети обычно отличаются бедностью образной сферы, сферы представлений. Это также затрудняет понимание ребенком того, что ему рассказывают, т.к. устанавливается мало ассоциативных связей с его внутренним опытом. В силу своей ограниченности внутренний опыт этих детей бывает очень специфичным. Поэтому они часто выглядят необычными, кажутся задумчивыми, уходят в себя, нередко дают странные, нестандартные ответы. Эту специфичность родители часто принимают за талантливость и отдают детей в различные кружки и студии, недооценивая опасности переутомления и нервного истощения. Таким родителям очень трудно объяснить, что до наступления нормализации мозговой деятельности любые нагрузки нежелательны, что постоянное утомление осложняет и задерживает развитие ребенка. Они отказываются понимать, что дополнительные дошкольные и внешкольные занятия не способствуют развитию ребенка, а приводят к переутомлению, задерживают его. Они схватываются только тогда, когда их дети начинают сталкиваться с серьезными проблемами в школе, и обучение вырастает в проблему. В этом случае задержка интеллектуального развития становиться весьма вероятной. Для астеничных детей характерна эмоциональная инертность и «вялость». Легкие положительные эмоции оказывают на них энергетизирующее влияние, но сильные – истощают.
Возможность нормализации работы мозга, в первую очередь, зависит от общего состояния здоровья ребенка, но возможно, что астеничность сохранится на всю жизнь.
2. Реактивный тип (гиперактивный).
Эти дети выглядят исключительно деятельными, но фактически – это двигательная расторможенность, вынужденная, неуправляемая реактивность, сочетающаяся с повышенной возбудимостью, переключаемостью и утомляемостью.
Их поведение в полном смысле слова «полевое», по определению Курта Левина. Оно направляется окружающими вещами, предметами, людьми. Предметы «притягивают» их к себе. Дети обязательно должны дотронуться до всего, что попадает им на глаза, взять в руки даже те предметы, которые им абсолютно не нужны. Свое поведение они контролировать не могут. Они сначала действуют, а потом понимают, что произошло. Присутствие учителей, воспитателей, родителей не является для реактивных детей сдерживающим фактором. Они и при взрослых ведут себя так, как остальные дети могут вести себя только в их отсутствие. Часто окружающие дети (в группе, классе) провоцируют этих детей на грубые выходки и драки в присутствии учителей, которое начинают считать их хулиганами.
На резкое замечание реактивные дети дают резкий ответ. Попытки сдерживать реактивного ребенка приводят к тому, что он начинает действовать по принципу отпущенной пружины. Именно «реактивные» дети доставляют больше всего хлопот, неприятностей воспитателям, родителям, учителям, друзьям (которых они быстро
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.