Внимание дошкольника,
методы его изучения
и развития
Изучение внимания
школьников
Москва-Воронеж
1995
СОДЕРЖАНИЕ
Внимание дошкольника, методы его изучения и развития
Методики изучения различных свойств внимания
Определение типа внимания
Исследование преобладающего типа внимания (целостного, или многофокусного)
Исследование объема внимания
Переключение внимания
Распределение внимания
Устойчивость внимания
Корректурная проба (детский вариант)
Изучение направленности внимания
Изучение объема и устойчивости внимания при помощи простой шифровки
Исследование распределения внимания
Абстрактное внимание
Антципирующее внимание
Объем внимания в умственных действиях
Концентрация внимания
«Найди такую же»
Устойчивость и сосредоточенность внимания
Сосредоточенность внимания
Литература
Приложения
Изучение внимания школьников
Введение
Изучение внимания методом наблюдения
Исследование внимания методом анкетирования
Литература
Приложения
ВНИМАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА, МЕТОДЫ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
Внимание является одним из важных показателей при оценке психического развития ребенка. В дошкольном возрасте внимание имеет ряд специфических особенностей, знание и учет которых важны как с точки зрения психодиагностики готовности ребенка к школьному обучению, так и для организации оптимальных условий обучения и воспитания.
Психологи считают, что одной из своеобразных возрастных черт внимания ребенка является парадоксальное сочетание его инертности и неустойчивости. Инертность, или тугоподвижность, внимания проявляется в способности ребенка к поглощенности каким-нибудь занятием, когда он может не откликаться на обращенную к нему речь, не реагировать на важные для него события и впечатления. С другой стороны, ребенок неожиданно (и чем он младше, тем чаще) отвлекается на случайные обстоятельства, не имеющие связи с выполняемой деятельностью, меняет характер своей деятельности (А. Валлон).
Некоторые проявления инертности внимания, например длительное удержание его на объекте в силу погруженности в деятельность, внешне напоминают устойчивость и сосредоточенность внимания, хотя таковыми, по сути, не являются. Вместе с тем и подвижность, и реактивность имеют место при переключении и распределении внимания, выступая в качестве необходимого условия смены и учета деятельности. Однако психологические механизмы отмеченных явлений различны. Столь же различны их место и значение при становлении внимания в качестве одной их высших психических функций на различных этапах развития ребенка.
Вниманию присущи инертность — трудность привлечения, а также инерционность — продолжающееся функционирование после снятия стимуляции. Эти свойства затрудняют переход от одного объекта к другому при смене деятельности и препятствуют адекватному отражению предметов в изменяющейся ситуации. Иногда наблюдается гипертрофия внимания, когда ребенок, полностью поглощенный деятельностью, может оставлять незамеченными несущественные компоненты выполняемой деятельности, что препятствует широкой ориентировке.
Сочетание инертности с неустойчивостью и отвлекаемостью (в последней проявляется зависимость от наличной ситуации) не нарушает общей картины возрастного своеобразия внимания ребенка. В основе указанных характеристик внимания лежит низкий уровень произвольной, осознанной самим ребенком регуляции своего внимания и отсутствие его опосредованности. Однако субъективно эти противоречия для ребенка дошкольного возраста не существуют. Предметом осознания они становятся лишь в младшем школьном возрасте в связи с систематическим обучением, и особенно у подростков, в том возрастном периоде, когда развитие самосознания и потребность в самовоспитании требуют их активного преодоления.
Таким образом, на определенном этапе развития внимания возникают противоречия между тенденциями к инерционности, стереотипии и к изменчивости, динамичности. Разрешение этих противоречий происходит под влиянием растущей
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.