Интеграционный подход к начальным этапам преподавания естествознания Г.А.Берулавы.
Для современного этапа науки характерна все усиливающаяся тенденция к синтезу и интеграции разных областей знания, которая проявляется в нескольких взаимосвязанных аспектах. В научном исследовании на первый план все больше выдвигается анализ научных теорий как определенных систем понятий и анализ всех процессов в природе и обществе как сложных взаимосвязанных систем; все больше усиливается тенденция к синтезу естественно-научного знания, к интеграции естественных, технических и гуманитарных наук. Особенности естественно-научного мышления, характерные для современного этапа его развития, всесторонне рассматриваются в книге Г.А.Берулавы. «Синтетический способ мышления, адекватный современному этапу развития естественных наук, - пишет она, - требует постоянного и непосредственного включения анализа в процесс синтеза так, чтобы анализ не предшествовал синтезу, а сопутствовал ему, давая возможность видеть целое постоянно» (Берулава Г.А. Диагностика и развитие мышления подростков. Бийск, 1993. С. 89).
Г.А.Берулава обратилась к выявлению исходной зачаточной «клеточки» предмета естественных наук и к поиску наиболее общего абстрактного понятия в этой области. Анализ современного понятийного аппарата естественных наук привел ее к выводу, что естествознание может быть представлено как наука о веществе и что исходной основой объекта изучения естественных наук может выступить понятие вещества. Поэтому с ее точки зрения, главная цель курса естествознания в условиях развивающего обучения должна состоять в формировании у учащихся теоретически обоснованной концепции вещества на основе раскрытия закономерного отношения между его свойствами, составом и строением, между уровнями его организации и уровнями исследования.
Для практического воплощения концепции развития естественно-научного мышления подростков в рамках теории движения от абстрактного к конкретному была разработана программа вводного курса «Введение в естествознание», который в экспериментальном обучении был реализован до начала изучения отдельных естественных дисциплин.
В соответствии с этой программой детям сначала давалось самое общее, абстрактное понятие о веществе, раскрывалось, что понятие «вещества» является основным понятием естествознания.
Затем давались первоначальные сведения о строении вещества (его структурных формах), его составе и свойствах. Строилась общая схема, какие структурные формы и какие их свойства изучаются разными науками. Раскрывалась в общей форме связь между строением вещества и его свойствами, между строением вещества и формами его движения. В результате этой работы естествознание выступало как система естественных наук, охватывающая последовательные отрезки развития, «усложнения» вещества. Таким образом, у детей складывался некий самый общий, но целостный каркас естествознания как системы наук, тогда как в соответствии с традиционными программами разные науки чаще всего воспринимаются учащимися как изолированные и не связанные между собой.
Данный пример показывает, что в педагогической практике растет понимание необходимости нацелить преподавание естественнонаучных дисциплин на развитие системного мышления учащихся, отразить в содержании и методах обучения интеграционно-синтетический характер современного естествознания.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.