Формирование понятий на уроке происходит за счет отбора существенных признаков, выявления связей. Происходит процесс обобщения существенных признаков понятия.
Пример: после рассмотрения рисунков, иллюстрирующих добрые поступки, учащиеся отвечают на вопрос: « Что объединяет все эти поступки?»
Среди обществоведческих и исторических понятий есть такие, которые не могут быть сформированы на основе наблюдений, так таких объектов в окружении учащихся нет.
Из множества представлений в сознании школьников формируется некий обобщенный образ. Синтезу этих характерных признаков помогает типовая схема – по мере выявления общих черт учитель рисует схему. После этого ученики с помощью учителя дают определение понятия.
Пример: На уроке « Мировое хозяйство» учитель предлагает учащимся схему: Какими должны быть деньги?
Большую роль в определении понятий играют наглядность, словесные методы (описания), ассоциативные связи между формируемыми представлениями и представлениями уже сформированными.
Пример: На уроке по теме « Кто во что верит» ( курс « Человек и человечество») предлагается авторами пособия обобщающий текст объединяющий описание и ассоциативные связи:
« - Меня бабушка Тамара в церковь водила и говорила, что если чего-то боишься, то лучше Богу молиться – легче станет, - рассказала Анюта.
- А где , по- твоему , Бог живет? – решил поспорить с ней Илюша.- Ведь не на небе же! В верхних слоях атмосферы очень холодно. А в космосе вообще никто жить не может.
- А бабушка Тамара мне говорила, что Бог у каждого в душе!- ответила Анюта.
- По- моему , вы зря спорите, - заметила мама.
- Нам так много рассказывали о разных религиях, вспомнила Анюта. - Что же это такое?
- Религией называют веру людей в существование высших, сверхъестественных сил – одного Бога или разных богов. Еще в эпоху первобытного мира люди задумывались о том, почему светит солнце и идет дождь, почему в один день охота удачная, а в другой – нет, что происходит с человеком после его смерти. Они думали так: полностью человек не умирает. Его душа , наполненная всеми этими мыслями , чувствами, мечтами, просто покидает тело. Души умерших людей должны где-то обитать – за горами, или на небесах, или под землей… Если у человека есть душа, рассуждали первобытные люди, то она должна быть и у всех остальных – у волка, птицы, дуба и даже у камня и ручейка. С ними можно поговорить, попросить о помощи. Но можно и рассердить их! Если же прогневить ветер, солнце, дождь, грозу, это может плохо кончиться для человека. Эти могущественные силы природы люди назвали богами. ( Д.Д.Данилов, Г.Э.Белицкая и др. Человек и человечество. Вводный курс истории и обществознания. – М., 2003.)
При формировании понятий по дедуктивному пути работа начинается с определения понятия. После чего это определение насыщается представлениями ( уже имеющимися у школьников и вновь получаемыми), которые затем вновь обобщаются , и сделанное ранее определение, усвоенное вначале чисто формально, приобретает для детей более глубокий, точный смысл. Дальнейшее развитие понятия идет так же, как и в первом варианте: насыщение понятия новыми представлениями, синтез, усвоение понятия на новом уровне и т.д.. Схема обучения здесь выглядит следующим образом : понятие = представление1 +представление2 +представление3 - обобщение-определение понятия на новом уровне – интерпретация новых фактов, наблюдений в рамках сформированного понятия. ( Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах.,М., 2002г.)
Пример : В курсе « Человек и человечество» на уроке по теме « Что человечество ценит больше всего» можно использовать следующий прием работы над понятием
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.