Формирование понятий. Формирование единичных представлений на основе наблюдения, сравнения, сопоставления

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Формирование понятий на уроке происходит за счет отбора существенных признаков, выявления связей. Происходит процесс  обобщения существенных признаков  понятия.

Пример: после рассмотрения рисунков, иллюстрирующих добрые поступки, учащиеся отвечают на вопрос: « Что объединяет все эти поступки?»

Среди обществоведческих и исторических понятий есть такие, которые не могут быть сформированы на основе наблюдений, так таких объектов в окружении учащихся нет.

Из множества представлений в сознании школьников формируется некий обобщенный образ. Синтезу этих характерных признаков помогает типовая схема – по мере выявления общих черт учитель рисует схему. После этого ученики с помощью учителя дают определение понятия.

Пример: На уроке « Мировое хозяйство»  учитель предлагает учащимся схему:  Какими должны быть деньги? 

Большую роль в определении понятий играют наглядность, словесные методы (описания), ассоциативные связи между формируемыми представлениями и представлениями уже сформированными. 

Пример: На уроке по теме « Кто во что верит» ( курс « Человек и человечество») предлагается авторами пособия обобщающий текст объединяющий описание и ассоциативные связи:

 « - Меня бабушка Тамара в церковь водила и говорила, что если чего-то боишься, то лучше Богу молиться – легче станет, - рассказала Анюта.

-  А где , по- твоему , Бог живет? – решил поспорить с ней Илюша.- Ведь не на небе же! В верхних слоях атмосферы очень холодно. А в космосе вообще никто жить не может.

- А бабушка Тамара мне говорила, что Бог у каждого в душе!- ответила Анюта.

- По- моему , вы зря спорите, - заметила мама.

- Нам так много рассказывали о разных религиях, вспомнила Анюта. -  Что же это такое?

- Религией называют веру людей в существование высших, сверхъестественных сил – одного Бога или разных богов. Еще в эпоху первобытного мира люди задумывались о том, почему светит солнце и идет дождь, почему в один день охота удачная, а в другой – нет, что происходит с человеком после его смерти. Они думали так: полностью человек не умирает. Его душа , наполненная всеми этими мыслями , чувствами, мечтами, просто покидает тело. Души умерших людей должны где-то обитать – за горами, или на небесах, или под землей… Если у человека есть душа, рассуждали первобытные люди, то она должна быть и у всех остальных – у волка, птицы, дуба и даже у камня и ручейка. С ними можно поговорить, попросить о помощи. Но можно и рассердить их! Если же прогневить ветер, солнце, дождь, грозу, это может плохо кончиться для человека. Эти могущественные силы природы люди назвали богами. ( Д.Д.Данилов, Г.Э.Белицкая и др. Человек и человечество. Вводный курс истории и обществознания. – М., 2003.)

При формировании понятий по дедуктивному пути работа начинается с определения понятия. После чего это определение насыщается представлениями ( уже имеющимися у школьников и вновь получаемыми), которые затем вновь обобщаются , и сделанное ранее определение, усвоенное вначале чисто формально, приобретает для детей более глубокий, точный смысл. Дальнейшее развитие понятия идет так же, как и в первом варианте: насыщение понятия новыми представлениями, синтез, усвоение понятия на новом уровне и т.д.. Схема обучения здесь выглядит следующим образом : понятие =  представление1 +представление2 +представление3 - обобщение-определение понятия на новом уровне – интерпретация новых фактов, наблюдений в рамках сформированного понятия. ( Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах.,М., 2002г.)

Пример : В курсе « Человек и человечество» на уроке по теме « Что человечество ценит больше всего»  можно использовать следующий прием работы над понятием

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
88 Kb
Скачали:
0