которые прямо или косвенно влияли на образовательный процесс.
Все эти отношения нуждались и нуждаются в регулировании, которое осуществляется как правовыми нормами, так и нормами профессиональной педагогической этики. Правовое и нравственное регулирования образовательных отношений взаимодействуют между собой, но приоритет за правовым регулированием, потому что все субъекты образования наделены соответствующими правами и обязанностями в данной сфере. Эти права и обязанности должны быть реализованы, что достигается посредством применения мер государственного принуждения (включая меры юридической ответственности).
Правовые нормы, действующие в сфере образования, образуют новую комплексную отрасль права, которую принято называть образовательное право.
Однако единого мнения на статус образовательное право как отрасли российского права на сегодняшний день не существует.
Все же имеющиеся точки зрения можно свести к двум основным концепциям.
Согласно первой, образовательное право представляет собой отрасль права (если не основную, то комплексную). Её сторонники предпринимают попытки определить предмет и метод этой отрасли, показать её специфику. Вторая концепция признает образовательное право отраслью законодательства – «нормативным массивом». Некоторые ученые считают, что отрасль законодательства и комплексная отрасль права являются понятиями если не равнозначными, то весьма близкими.
Комплексная отрасль права отличается от самостоятельных отраслей по следующим критериям:
- не имеет единого однородного предмета;
- состоит из норм, взятых из разных отраслей;
- пользуется методами основных отраслей;
- не занимает никакого места в правовой системе.
«Юридические нормы, входящие в комплексные образования, остаются по своим исходным моментам в главной структуре, в основных отраслях, и на них распространяются общие положения соответствующих основных отраслей». (Алексеев С.С. Право. М. 1999 г.)
Отсюда складывается определение:
Образовательное право – это комплексная отрасль права, система правовых норм различной отраслевой принадлежности, функционально взаимодействующих в целях наиболее полного и эффективного регулирования педагогических отношений, возникающих в рамках образовательного процесса между обучающимся и образовательным учреждением (педагогом, воспитателем, преподавателем).
Следует отметить, что понятие «образовательное право» имеет ряд дополнительных значений, смысл которых становится понятным исходя из контекста. Например:
- в значении образовательного законодательства (совокупность нормативных актов, регулирующих соответствующие отношения);
- в значении системы правоотношений в сфере образования (реальные отношения людей, урегулированные нормами права);
- как состояние свободы человека в системе образования;
- как учебная дисциплина в профессиональном ОУ;
- как субъективное право человека на образование( я имею образовательное право).
(Шкатулла В.И. Образовательное право: Учебник. М. 2001 г. с.1-2).
2. Предмет и метод образовательного права.
Признавая образовательное право комплексной отраслью права, необходимо проанализировать специфику тех отношений, которые оно регулирует, и способов воздействия на них, т.е. предмета и метода отрасли. Предметом образовательного права являются общественные
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.