Лекция 11.
Поведение монополии на рынке.
1. Ценовая дискриминация и ее виды.
2. Монополистическая конкуренция.
На конкурентном рынке действуют множество фирм, продающих одинаковый товар. Любая попытка каждой из форм продать свой товар по цене выше рыночной приводит к отказу от покупки у данной фирмы в пользу ее конкурентов.
Но монопольном рынке действует только один продавец, повышая цену монополист теряет часть своих покупателей.
Фирма, обладающая монопольной властью имеет больше возможностей выбора, нежели фирма в чисто конкурентной отрасли. Она может выбрать более сложную стратегию ценообразования или попытаться придать своему продукту новые специфические характеристики, отличающие его от других.
Вопрос 1.
Особенностью поведения монополиста является то, что он не желает увеличивать производство, даже если покупатели готовы заплатить за дополнительный выпуск больше, чем издержки производства, поскольку это приведет к снижению цены, которую он может получить за весь свой выпуск. Ситуация меняется, если монополист может продавать разные единицы выпуска по разным ценам.
Продажа разных единиц выпуска по разным ценам – ценовая дискриминация.
Существует три вида ценовой дискриминации.
Ценовая дискриминация первой степени означает, что монополист продает различные единицы выпуска по разным ценам, и эти цены могут быть разные для разных индивидов. Это – совершенная ценовая дискриминация.
Ценовая дискриминация второй степени означает, что монополист продает различные единицы выпуска по разным ценам, но при этом каждый индивид, покупающий одинаковое количество единиц товара, платит одну и туже цену. Т.е. цены различаются для разных количеств товара, но не для людей.(пример – оптовые закупки).
Ценовая дискриминация третьей степени монополист продает выпуск различным людям по разным ценам, но каждая единица, подаваемая данному индивиду продается по одной и той же цене (пр-р скидки ветеранам).
О каждой подробнее.
Ценовая дискриминация первой степени. Каждая единица товара продается тому индивиду, который оценивает ее выше всех, по максимальной цене, которую он готов заплатить.
В этой ситуации производитель получает весь излишек:
Готовность платить
МС
Количество
Эта ситуация редка на практике (пример, сельский врач, который назначает своим пациентам цены в зависимости от их от платежеспособности).
Ценовая дискриминация второй степени.
Случай нелинейного ценообразования: цена на единицу товара не постоянна, а зависит от количества приобретаемого товара. Часто само отбор связан с изменением качества (тариф на авиабилеты). Каждый выбирает для себя, и производитель получает больше прибыли, нежели при продаже билетов по единой цене.
Готовность платить
В
А С
Количество х1 х2
Здесь предельные издержки для простоты = 0. Две кривые спроса (два сочетания цены и количества – для потребителя с высоким спросом : монополист предлагает х1 по цене А и х2 по цене А+В+С. Это позволило бы ему получить весь излишек и максимальную прибыль. Но эти соотношения несовместимы с самоотбором. Потребитель с высоким спросом выбрал бы для себя х1 и заплатил бы за него цену А. При этом он имел бы излишек равный В (площади), что лучше нулевого излишка, при выборе х2. Монополист может предложить х2 по цене А+С, в этом случае излишек составит В, то же самое, если выбрать х1. Обычно этот вариант дает больше прибыль, нежели предложение одной комбинации "цена-количество".
Ценовая дискриминация третьей степени. Самая распространенная (скидки студентам, пенсионерам). Как определяются оптимальные цены. Потребителям, которые и чувствительны к цене – низкую цену, а потребителям, нечувствительным к цене – более высокую.(Разные стоимости подписки на журналы для частных лиц, библиотек).
цена
D1
p1
D2
p2
q2 q1 выпуск
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.