Поведение монополии на рынке. Ценовая дискриминация и ее виды. Монополистическая конкуренция, страница 2

Здесь предельные издержки также равны 0.  монополист захочет производить в толчке, где эластичность равна –1 (по середине кривой рыночного спроса). Здесь р1 – цена, максимизирующая прибыль, ее дальнейшее снижение привело бы к снижению общего дохода на рынке 1. Если спрос на рынке 2 очень мал, монополист может дальше не понижать цену, сосредоточив продажу на одном рынке.  Если же велик, то применив ценовую дискриминацию товар продается на двух рынках.

Вопрос 2.

Помимо ценовой дискриминации формой поведения монополиста может ввести монополистическая конкуренция.

Обычна монополистическая отрасль – это отрасль, в которой существует один крупный производитель. Вопрос: что такое отрасль? Если отрасль состоит из фирм, производящих данный продукт то, что такое продукт? (Водка "Отечество" и т.п.)

Даже если у фирмы имеется "законная" монополия на ее торговую марку, так что другие фирмы не могут производить  точно такой же товар, но они, как правило, могут производить сходные товары. С точки зрения фирмы производственные решения ее конкурентов являются важным обстоятельством при принятии решений о количестве производимой продукции и определении уровня цены.

Наклон кривой спроса для фирмы будет зависеть от того, насколько продукты других фирм сходны с продуктом данной фирмы. Если большой число фирм производит одинаковые (сходные) продукты, то кривая спроса для любой из этих фирм будет по существу горизонтальной (почти как для рынка совершенной конкуренции). Каждая из фирм будет вынуждена продавать свой продукт за ту цену, которую запрашивают другие фирмы.

С другой стороны, фирма может поднять цену на свой продукт, не теряя своих покупателей (часть из них уйдут к конкурентам, но не все). Сколько конкретно уйдет зависит от эластичности спроса по цене для данной фирмы.

Часто, если фирма производит монопольно какой-то продукт, другие фирмы могут счесть выгодным вступление в отрасль, производя продукт, отличающийся от продукции других фирм. Это явление – дифференциация продукта, в такой ситуации отрасль сочетает в себе свойства, как конкурентной отрасли, так и монополии. Такая структура получила название монополистической конкуренции.

Структура является монополистической, поскольку каждая фирма сталкивается с нисходящей кривой спроса на свой продукт, следовательно, она располагает рыночной властью, т.е. может устанавливать цену на свой продукт, а не пассивно принимать цену, навязываемую рынком. С другой стороны, фирма в такой отрасли должна конкурировать за покупателей как в области цен, так и в области номенклатуры продаваемой продукции. Более того, ограничения (барьеры) на входе в отрасль новых фирм отсутствуют. В этом смысле отрасль является конкурентной.

Монополистическая конкуренция – наиболее распространенная форма отраслевых структур, но и наиболее сложна для изучения. В этой связи непродуктивно строить абстрактную модель отрасли монополистической конкуренции, так как каждая отрасль будет очень специфична.

Остановимся на некоторых отдельных моментах.

Свободное вхождение в отрасль.

Как изменится кривая спроса уже находящейся в отрасли фирмы при вхождении в отрасль новых фирм?

1)  Следует ожидать сдвиг кривой влево (при данной цене будет продаваться все меньше продукции).

2)  Кривая спроса станет все более эластичной, т.е. более пологой.

Если фирмы продолжают входить в отрасль до тех пор, пока они ожидают получить в ней прибыль, то равновесие должно удовлетворять следующим условиям:

А) каждая фирма продает продукт при  комбинации цены и объема производства, лежащей на ее кривой спроса.

Б) Каждая фирма максимизирует прибыль при данной кривой спроса.

В) В результате вступления в отрасль прибыль каждой из фирм свелась к нулю (имеется ввиду экономическая прибыль).

Эти обстоятельства подразумевают наличие специфической геометрической взаимосвязи между кривой спрос и кривой средних издержек – они должны касаться друг друга.

Р                                                    АС

                 

 


р*

D

 


y                 

y*        

Условие А – комбинация выпуск-цена – на кривой спроса, условие В … на кривой средних издержек. Следовательно, фирма должна действовать точке, лежащей на обеих кривых.

Возможно ли пересечение кривой спроса линии предельных издержек? Нет, так как должна будет существовать точка на кривой спроса выше кривой средних издержек, т.е. фирма получала бы положительную прибыль, что не соответствует условию Б – максимальная прибыль в точке нулевой прибыли.