Разработка проекта организации работ в блоке для нового рудника ОАО «ОЛКОН», страница 3

1.   Наличие крепких и устойчивых вмещающих пород и руд позволяет ориентироваться на применение систем разработки с использованием мощного самоходного оборудования, требующего выработок большого сечения ;

2.   Недостаточно крутой угол падения в сочетании с ограниченной мощности рудных тел предопределяют применение в качестве основной системы разработки систему подэтажного обрушения .

3.    Наличие больших обнаженных пространств , выработанных карьером , определяет невозможность производства отбойки и выпуска руды под обрушенными породами (ввиду их отсутствия ) ; при этом применение на верхних горизонтах системы с торцевым выпуском руды (основывающейся на отбойке в зажатой среде ) практически исключено , а при разработке подкарьерных запасов будет иметь ограниченное значение в зависимости от размера «подушки» из обрушенных пород и потерянной руды . На основании изложенного основной системой разработки при отработке первоочередных горизонтов будет являться система подэтажного обрушения с площадным выпуском руды . В определенных условиях, при наличии образовавшейся «подушки» из обрушенных пород и потерянной руды , предусматривается применение системы подэтажного обрушения с торцевым выпуском руды . Долевое участие в добыче ориентировочно составляет 70-30% . В результате проведенной доразведки месторождения установление дальнейшее продолжение рудной залежи в юго-восточном направлении и погружение её на этом участке на глубину до 1200м .

В связи с этим значительная часть сооружений при ведении горных работ с обрушением оказывается в зоне обрушения и опасных деформаций . К этим объектам относятся : гараж производственных автосамосвалов , база по ремонту тракторов и дорожных машин , участок по шиноремонту , автозаправочная станция, некоторые объекты энергохозяйства, коммуникации тепловых сетей , водоводов и линии электропередач, железная дорога и авто дорога на Кировогорский рудник . Вовлечение в зону обрушения указанных

объектов, перенос и строительство на замену других аналогичных им объектов с огромными капитальными вложениями, большим расходом материальных и людских ресурсов и поэтому практически недопустимо. В данных условиях возможны два способа сохранения поверхности :

1. путем оставления охранного целика под промплощадку. При этом запасы заключенные в целике теряются навсегда;

2.путем применения для отработки запасов в охранном целике системы с закладкой выработанного пространства твердеющей смесью . Построение целика в ТЭО выполнено со стороны лежачего бока под углом 50 градусов , с торцевой части месторождения - под углом 60 градусов . Верхняя граница целика проходит по залежи в основном в интервале высотных отметок между -250 м и -400м . Ниже отметки -500 м практически все запасы должны быть оставлены в целике. Исходя из принятой интенсивности разработки месторождения фронт очистных работ достигнет верхних отметок охранного целика ориентировочно через 30 лет от начала эксплуатации . К этому времени , с учетом проектирования и строительства, к 20 му году должен быть решен вопрос о способе дальнейшей разработки месторождения : либо с закладкой, либо с обрушением налегающих пород . В свете изложенного институт «Гипроруда» разработал для отработки данного месторождения системы разработки с подэтажным обрушением.

   Высота этажа составляет 70 м , который  в свою очередь разделен на два подэтажа  по 35 м . Нижняя панель  в лежачем боку залежи подготовлена двумя полевыми штреками ( вентиляционным и откаточным ) сечением соответственно 8,32 м2 и 15,24 м2 и длинной , равной длине блока 160 м . Панель разделена на четыре камеры. В каждой камере пройдены два погрузочных орта и один буровой орт  сечением 11,55 м2 . Для подготовки верхней панели , по центру нижней панели пройден полевой орт сечением 15,24 м2 , из которого под углом 10 градусов , пройден автоуклон сечением   11,55 м2 , который выходит на полевой орт верхней панели . Также как и для подготовки нижней панели

здесь имеются два полевых штрека , различие заключается лишь в сечении откаточного штрека , которое составляет 11,55 м2 . Для заезда буровой установки «Фен-Ринг-Дрилл» ( «Интерсолл-Ренд») на буровой горизонт , как в верхней , так и  в нижней панели имеются автосъезды. Для обеспечения вентиляции у вентиляционного штрека пройдены два восстающих сечением 4,5 м2 , по которым отработанная струя из буровых и погрузочных выработок выходит на вентиляционный горизонт . Для подачи свежей струи воздуха в верхнюю панель ( на подэтаж ) у откаточного штрека пройдены два восстающих сечением 4,5м2 . Для того чтобы отработанная струя выходила на вентиляционный горизонт из подготовительно нарезных выработок  в центральном орте верхней панели имеется ещё один восстающий  таким же сечением. Для вентиляции буровых и погрузочных выработок используются вентиляторы местного проветривания , работающих по нагнетательной схеме , с использованием гибких труб . Воздух закачивается по трубопроводу , который начинается у откаточного штрека . Чтобы избежать попадания отработанной струи на откаточный штрек  у автозаездов имеются автоматически открывающиеся двери . Таким образом вентиляция погрузочных и буровых выработок осуществлена как бы обособлена  от вентиляции  подготовительно-нарезных выработок , в связи с тем что отработанная струя в каждом случае выходит по своему восстающему .

 Доставка руды верхней и нижней панели различна. Для доставки и погрузки руды в нижней панели используются ковшово-бункерные ПДМ «Каво-511» ( «Атлас-Копко») и автосамосвал «МТТ-425» ( «Вагнер»). В каждой погрузочной выработке , руда ПДМ загружается и транспортируется до откаточного штрека в котором она перегружается в автосамосвал и  далее транспортируется до ствола. Для доставки руды в верхней панели используется ковшовый погрузчик «Каво-520»( «Атлас-Копко») , самоходный вагон «2ВС-10РВ», автосамосвал «МТТ-425» ( «Вагнер»). В каждой погрузочной выработке руда ковшовыми погрузчиками  загружается в самоходные вагоны , которые транспортируют её до рудоспуска , по которому руда попадает в нижнюю панель , откуда транспортируется самосвалом  до ствола.

1.3Механизация горных работ.