o Формируются путём согласования воль государств и иных субъектов (международные организации);
o Закрепляются в источниках: международных договорах, обычаях, актах международных организаций и конференций;
o Реализация норм МП осуществляется, как правило, самими же государствами. Иногда происходит не без участия международных организаций.
Виды норм:
I. По форме:
Документально закреплённые;
Документально не закреплённые (обычаи).
II. По субъектно-территориальной сфере:
ü Универсальные (нормы, признаваемые всеми или большинством государств, регулируют отношения, представляющие большой интерес – Устав ООН, Женевские конвенции, Пакты, связанные с защитой прав);
ü Локальные (регулируют отношения между двумя или несколькими государствами).
III. По функциональному назначению:
§ Регулятивные;
§ Охранительные.
IV. По характеру обязывания:
ð Управомочивающие;
ð Обязывающие;
ð Запрещающие.
Также материальные / процессуальные нормы, нормы-дефиниции. Иерархия норм международного права – на семинар.
ЛЕКЦИЯ № 3 «Субъекты международного права»
Субъекты МП – образование, способное участвовать в международных отношениях и создавать нормы МП. Исходя из этого определения можно выделить 2 элемента правоспособности:
Ø Способность участвовать в отношениях международного характера;
Ø Нормотворческая способность.
4 вида (группы) субъектов:
Ü Государства;
Ü Международные организации;
Ü Нации и народы, борющиеся за независимость;
Ü Государственно-подобные образования.
Имеется иной более широкий подход (запад) к определению субъекта. Решение ООН по делу шведского графа. Нормотворческая способность не обязательна. Главное – возможность участвовать в международных отношениях. Субъект – образование, способное иметь международные права и нести обязанности и возможность защищать их посредством заявления международно-правовых претензий. Круг субъектов расширяется. ФЛ, ЮЛ, международные неправительственные организации, субъекты федерации, транснациональные корпорации.
ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ МП
Латиноамериканская конвенция 1926 г. «О правах и обязанностях государств», можно выделить следующие признаки государств: территория, население, способность вступать в международные отношения. По мнению Фердросса, государство отличается от иных субъектов тем, что оно обладает международно-правовой непосредственностью. Это означает, что статус государства регулируется непосредственно международным правом, а статус иных субъектов правом национальным. Некоторые считают, что государство само определяет свою компетенцию, есть т.н. «компетенция компетенций». Руссо считает, что категорию «государство» невозможно определить только с помощью правовых и политических моментов. Признаки международной правосубъектности государства:
Ø Государство обладает полной международной правосубъектностью (участвует в любых международных отношениях);
Ø Международная правосубъектность государств является основой правосубъектности иных образований;
Ø Правосубъектность всех государств является равной независимо от территории, населения, дохода, других параметров. Это достаточно спорный вопрос (большая и меньшая правосубъектность);
Ø И др.
Признаки государства:
ð Суверенитет (верховенство и независимость власти в международных отношениях). Обладает суверенитетом с момента создания, а международная правосубъектность не должна и не будет зависеть от воли иных государств, международных образований. Прекращается таковая только с момента прекращения самого государства;
ð Территория. Пространственный предел. В рамках территории суверенитет. Принцип закрепляется и охраняется международным правом. Заключительный акт СБСЕ;
ð Население. Право народов на самоопределение. Народ устанавливает свой политический статус, обеспечивает своё экономическое, социальное, культурное положение;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.