Психодиагностические методы и психодиагностический процесс

Страницы работы

Фрагмент текста работы

РАЗДЕЛ 1. ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

И ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ    ПРОЦЕСС

    Тема 1.1. Графические методы в диагностике интеллекта

              и уровня «школьной зрелости»

Задание 1. Диагностика интеллекта с помощью теста

                  Гудинаф-Харриса «Нарисуй  человека»  

Подпись: Общие сведенияДифференциация индивидуальных различий умственного развития на разных ступенях онтогенеза диктуется жизненной практикой.  Умение предсказать путь и характер детского развития - одно из профессиональных качеств практического психолога.  Исследования показывают, что единица «умственного возраста» не остается постоянной и с годами сокращается.  Развитие интеллекта идет быстрее в более ранние годы и постепенно замедляется по мере взросления ребенка,  поэтому соответственно уменьшается единица умственного возраста.  По данным А. Анастази[1], ребенок, отстающий  в развитии на один год в четырехлетнем возрасте,  к 12 годам будет отставать примерно на три года, то есть один год умственного роста между тремя и четырьмя годами  равносилен  трем годам роста между 9 и 12 годами жизни.  В условиях вариативного образования  (программ и типов школ) с новой остротой  возникает проблема изучения  и измерения вариантов  развития. 

Рисунки детей и, в частности, рисунок человека как диагностический инструмент используется издавна.  Самого большого распространения достиг рисовальный тест американского психолога Ф. Гудинаф (1926 г.), снабженный шкалой с 51 параметром и нормами для возраста от 3 до 13 лет.  В 1963 г. Д. Харрисом  этот тест был пересмотрен, расширен и опубликован под названием «Гудинаф-Харрис рисования тест».   В данном варианте после завершения рисования мужчины предлагается изобразить женщину, а затем свой портрет.  Получен высокий коэффициент корреляции между данными при рисовании мужчины и женщины (0,91-0,98), что позволяет автору считать оба варианта взаимозаменяемыми.  Оценочная шкала рисования мужчины расширена до 73 параметров.  Таблицы стандартной оценки высчитаны для возраста от 3 до 15 лет, отдельно для мальчиков и девочек, уравновешивая более совершенное рисование девочек (по данным авторов теста). 

Й. Шванцара отмечает, что шкала Д. Харриса является более адекватным инструментом измерения, чем шкала Ф. Гудинаф,  но все же исходит из детального нарастания рисунка.  В качестве ведущего критерия возрастных и половых различий выступает нарастание количества изображаемых параметров, которые подробно характеризуются авторами и позволяют пользователям начислять за каждый из них по одному баллу.  С.С. Степанов[2] отмечает, что в отечественной психодиагностике тест Гудинаф-Харриса не получил широкого применения главным образом потому, что имеющиеся теоретические и методические источники не переведены на русский язык, а переведенные представлены в библиотеках в единичных экземплярах и фактически недоступны исследователям и практикам. Материалы, предлагаемые С. С. Степановым представляют собой апробированный инструмент диагностики, который хотя и не может быть единственным и исключительным средством диагноза, но в сочетании с другими методами может способствовать достаточно адекватному выявлению неблагополучия в интеллектуальной сфере.  В качестве норм оценки используются критерии теста и соотношения баллов  нормального IQ, соответствующего 100%, и минимальные значения

Похожие материалы

Информация о работе