Современное состояние одного из традиционных разделов социальной психологии

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

АМУРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт педагогики и психологии

Кафедра психологии развития

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

_____________

«___» ________200_ г.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по Психологии масс

Дополнительная квалификация «Юридический психолог»

Институт непрерывного образования

КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ, 2009г.

Учебная программа дисциплины составлена на основании ГОС ВПО «» рекомендаций УМО вузов России и учебного плана ФГОУ ВПО «АмГПГУ»

Составители учебной программы

К.пс.н., доцент                        _____________          ______________

подпись                            (Ф.И.О.)

Учебная программа утверждена на заседании кафедры

Психологии развития

Протокол №____

Заведующий кафедрой

«___»__________200__9 г.                                      ____________         ______________

подпись                     (Ф.И.О.)

Одобрено научно-методическим советом

(наименование специальности и факультета, где осуществляется обучение)

«___»_____________200__9г.

Председатель научно-методического

совета специальности                                      ____________         ______________

подпись                     (Ф.И.О.)

СОГЛАСОВАНО

Начальник УМУ

«___»_____________200__9 г.                     ____________         ______________

подпись                     (Ф.И.О.)

Директор ИНО

«___»_____________200__9г.                       ____________         ______________

подпись                     (Ф.И.О.)


1. Пояснительная записка

Дисциплина «Психология масс» предназначена  для специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, получающих дополнительную квалификацию «Юридический психолог». В ГОС ВПО дисциплина включена в блок специальных дисциплин.

В программе представлены современное состояние одного из традиционных разделов  социальной психологии,  предметом  которого выступают  стихийные группы и массовые движения – виды, особенности функционирования и преобразования.

Основной задачей курса является осознание все возрастающей роли стихийных групп (толпы, массы, публики, движений) в современном обществе, обусловленной процессами глобализации и  связанной с ними активностью различных социальных групп. Понимание закономерностей возникновения и динамики массовидных явлений, позволит не только обнаружить факторы, провоцирующие групповые эксцессы, но и, по возможности предотвращать  их.

Изучивший дисциплину должен

знать:

-  основные теории толпы (классические и современные);

-  основные признаки, виды и структурные характеристики толпы;

-  виды толп и особенности их функционирования;

-  характеристики состояния психики и поведения участника толпы;

-  механизмы целенаправленного психологического воздействия на другого человека или группу;

уметь:

-  выявлять толпы с неоднозначными ценностями и предпосылками к агрессивному поведению;

-  вычленять условия, способствующие возникновению массовидных явлений (паника, слухи) и предупреждать их;

-  осуществлять прогноз динамики массовидных явлений с целью определения стадии процесса развития групповых эксцессов

владеть:

-  навыками распознавания признаков, позволяющих судить о возможности возникновения групповых эксцессов;

-  способами целенаправленного психологического воздействия на человека или группу с целью  изменения установок последних;


2. Объем дисциплины и виды учебной работы по семестрам

Вид учебной работы

Всего

 часов

Семестр

2

Общая трудоемкость дисциплины

24

24

Аудиторные занятия

12

12

Лекции

8

8

Практические занятия (ПЗ)

Семинары (С)

4

4

Лабораторные работы (ЛР)

Самостоятельная работа

12

12

Курсовой проект (работа)

Реферат

И (или) другие виды самостоятельной работы

Вид итогового контроля

(зачет, экзамен)

3. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Социально-психологическая сущность толпы. Определение понятие толпа.История вопроса: классические и современные исследования. Исторические и экономические причины появления интереса к вопросу. Описательная теория толпы Г. Лебона. Роль бессознательного в поведении человека в качестве участника толпы. Массы и массовидные движения как движущая сила развития общества в модели Г. Тарда. Формирующая роль лидера в организации толпы.  Экспериментальные исследования толпы: Э. Канетти, С. Мильгрэм, Р. Тернер и др.

Социально-психологические характеристики толпы. Основные признаки толпы: многочисленность, высокая контактность, эмоциональная возбужденность, неорганизованность, неустойчивость цели. Структурные характеристики толпы: форма толпы, величина, плотность, уровень активности.  Виды толп по уровню активности: пассивные, активные, агрессивные, спасающиеся и панические толпы, стяжательская толпа. Эмоциональные и когнитивные характеристики состояний психики участников толпы: снижение интеллектуальных способностей (некритичность мышления и восприятия информации, более легкая переключаемость внимания); более низкий порог психофизиологической и эмоциональной возбудимости (состояние

Похожие материалы

Информация о работе