Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
АМУРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт педагогики и психологии
Кафедра психологии развития
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
_____________
«___» ________200_ г.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по Психологии масс
Дополнительная квалификация «Юридический психолог»
Институт непрерывного образования
КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ, 2009г.
К.пс.н., доцент _____________ ______________
подпись (Ф.И.О.)
Психологии развития
Протокол №____
Заведующий кафедрой
«___»__________200__9 г. ____________ ______________
подпись (Ф.И.О.)
Одобрено научно-методическим советом
(наименование специальности и факультета, где осуществляется обучение)
«___»_____________200__9г.
Председатель научно-методического
совета специальности ____________ ______________
подпись (Ф.И.О.)
СОГЛАСОВАНО
Начальник УМУ
«___»_____________200__9 г. ____________ ______________
подпись (Ф.И.О.)
Директор ИНО
«___»_____________200__9г. ____________ ______________
подпись (Ф.И.О.)
1. Пояснительная записка
Дисциплина «Психология масс» предназначена для специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, получающих дополнительную квалификацию «Юридический психолог». В ГОС ВПО дисциплина включена в блок специальных дисциплин.
Основной задачей курса является осознание все возрастающей роли стихийных групп (толпы, массы, публики, движений) в современном обществе, обусловленной процессами глобализации и связанной с ними активностью различных социальных групп. Понимание закономерностей возникновения и динамики массовидных явлений, позволит не только обнаружить факторы, провоцирующие групповые эксцессы, но и, по возможности предотвращать их.
Изучивший дисциплину должен
знать:
- основные теории толпы (классические и современные);
- основные признаки, виды и структурные характеристики толпы;
- виды толп и особенности их функционирования;
- характеристики состояния психики и поведения участника толпы;
- механизмы целенаправленного психологического воздействия на другого человека или группу;
уметь:
- выявлять толпы с неоднозначными ценностями и предпосылками к агрессивному поведению;
- вычленять условия, способствующие возникновению массовидных явлений (паника, слухи) и предупреждать их;
- осуществлять прогноз динамики массовидных явлений с целью определения стадии процесса развития групповых эксцессов
владеть:
- навыками распознавания признаков, позволяющих судить о возможности возникновения групповых эксцессов;
- способами целенаправленного психологического воздействия на человека или группу с целью изменения установок последних;
2. Объем дисциплины и виды учебной работы по семестрам
Вид учебной работы |
Всего часов |
Семестр2 |
Общая трудоемкость дисциплины |
24 |
24 |
Аудиторные занятия |
12 |
12 |
Лекции |
8 |
8 |
Практические занятия (ПЗ) |
||
Семинары (С) |
4 |
4 |
Лабораторные работы (ЛР) |
||
Самостоятельная работа |
12 |
12 |
Курсовой проект (работа) |
||
Реферат |
||
И (или) другие виды самостоятельной работы |
||
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) |
3. Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Социально-психологическая сущность толпы. Определение понятие толпа.История вопроса: классические и современные исследования. Исторические и экономические причины появления интереса к вопросу. Описательная теория толпы Г. Лебона. Роль бессознательного в поведении человека в качестве участника толпы. Массы и массовидные движения как движущая сила развития общества в модели Г. Тарда. Формирующая роль лидера в организации толпы. Экспериментальные исследования толпы: Э. Канетти, С. Мильгрэм, Р. Тернер и др.
Социально-психологические характеристики толпы. Основные признаки толпы: многочисленность, высокая контактность, эмоциональная возбужденность, неорганизованность, неустойчивость цели. Структурные характеристики толпы: форма толпы, величина, плотность, уровень активности. Виды толп по уровню активности: пассивные, активные, агрессивные, спасающиеся и панические толпы, стяжательская толпа. Эмоциональные и когнитивные характеристики состояний психики участников толпы: снижение интеллектуальных способностей (некритичность мышления и восприятия информации, более легкая переключаемость внимания); более низкий порог психофизиологической и эмоциональной возбудимости (состояние
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.