Часто взрослые характеризуют подростков следующим образом:
1. Подростковый возраст – время появления возможных патологий, «период бури и натиска».
2. Все подростки похожи друг на друга. Один 13-летний подросток совершенно не отличается от другого.
3. Подростки – это дети.
4. Развитие у всех подростков непрерывно, универсально и синхронно.
5. Проблемы с которыми сталкиваются подростки, нас не касаются. Они сами должны справляться со своими трудностями.
Прокомментируйте приведенные высказывания, используя знания о возрастных закономерностях данного возраста.
Задача 20
Среди взрослых широко распространены мифы, характеризующие подростков:
Миф 1. Подростковый возраст - время появления возможных патологий, "период бури и натиска".
Миф 2. Все подростки похожи друг на друга. Один 13-летний подросток совершенно ничем не отличается от другого.
Миф 3. Подростки - это дети.
Миф 4. Развитие у всех подростков непрерывно, универсально и синхронно.
Миф 5. Проблемы, с которыми сталкиваются подростки, нас не касаются. Они сами должны справляться со своими трудностями.
Развенчайте эти мифологические взгляды на подростка с помощью современных научных психологических знаний об этом периоде развития.
Задача 21
В одном из исследований детей спрашивали, что они думают о таком событии: "Только храбрым летчикам разрешается летать над высокими горами. Пилот одного истребителя. Пролетая над Альпами, врезался в канатную дорогу и порвал главный трос, из-за чего несколько кабинок упали вниз на ледник. Погибло несколько человек".
Каков был характер рассуждений детей с конкретно-операциональным мышлением и как рассуждает ребенок, мышление которого находится на уровне формальных операций? К какому возрасту ребенок достигает стадии формальных операций и каковы отличительные особенности формального мышления
Задача 22
В одном эксперименте производилась оценка результатов видеоигры, в которую играли дети, подростки и взрослые. Сравнивалась успешность действий испытуемых в двух ситуациях: когда они не знали, что за ними наблюдают, и когда экспериментатор стоял за их спиной и наблюдал за ходом игры, специально уговаривая участника постараться набрать как можно больше очков и напоминая, что дается только одна попытка.
В одной возрастной выборке результаты под давлением публики, как правило, улучшались, в двух других, испытуемые начинали играть хуже, причем в одной из них - значительно хуже.
Сделайте предположение о реакции каждой из возрастных групп на внешнее давление в виде присутствия "аудитории". Обоснуйте ответ.
Задача 23
Марина так охарактеризовала свое кризисное состояние: "Я уже не ребенок. И ум, и весь мой организм не позволяют считать себя маленькой. Скоро я буду самостоятельным человеком. Но мне так трудно понять, что я хочу и что я смогу делать в будущем".
О каком кризисе идет речь? Обращаясь к теории Э.Эриксона покажите возможные варианты решения данного внутреннего конфликта.
Задача 24
Прочитайте примеры ответов детей на известную дилемму "О Хайнце", которая им предлагалась с целью выяснения уровня развития
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.