Концепция научных парадигм Томаса Куна

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Реферат

По предмету Наука в системе культуры

Тема: Концепция научных парадигм Томаса Куна.

Выполнила студентка V курса

Группы 6 КС

Проверил

Санкт-Петербург, 2007г.

Жизненный путь Томаса Куна не был извилист, его биография внешне не богата особыми или особенными событиями. За исключением разве что одного. Томас Сэмюэл Кун родился 18 июля 1922 г. В штате Цинциннати (США). Окончил физический факультет Гарварда, где во время изучения физики обнаружил, что физика Лавуазье отнюдь не вытекает из физики Аристотеля, что должно быть закономерно если исходить из линейного пути развития науки. Эта загадка и приведет его к перемене области деятельности. Так или иначе, но после окончания университета, в 1943г. он получает степень бакалавра по теоретической физике, в 1946г. – степень магистра, а в 1949 – доктора. И позднее интересы его исследований  полностью захватит именно история науки. В 1958г. он становится профессором. И вот наконец в 1962 выйдет в свет его книга «Структура научных революций», которая вызовет в научных кругах широкий резонанс, ведь Кун впервые сформулирует новую концепцию развития науки и научного знания, являющуюся переворотом в философии науки вообще. В последние годы жизни Кун работает в Массачусетском технологическом институте на отделении философии и лингвистики. Умер Томас Кун в 1995г.

Чтобы раскрыть его концепцию научных парадигм, вернемся к вопросу, который взволновал его еще в молодости. Почему происходит этот факт перемены мировоззрения ученых. Или, по Куну, – смена научных парадигм. Для начала надо дать определение термину парадигма. Вот как сам ученый объясняет его: «Под парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений». Здесь нужно пояснить куновский термин научное сообщество несет важную смысловую нагрузку: так как определенное научное сообщество воспитывает в университетах продолжателей своих методов познания. Студент включается именно в данную стратегию мышления и начинает развивать именно ее.

Другими словами можно сказать, что совокупность теорий и есть некая парадигма, базирующаяся на особых «гносеологических и онтологических идеализациях и установках, распространенных в определенном научном сообществе». В качестве основного модуля науки Кун предлагает взять совокупность теорий, составляющих некоторое «метатеоретическое единство» (В. Кузнецов) – парадигму. Период господства какой-либо парадигмы есть период нормальной науки. Для него характерно накопление научных результатов найденных при решении очередных задач по стандартным образцам и методикам. Когда же приходит смена парадигм, это означает революцию в науке. Научный подход тогда видоизменяется и сами стратегии научного подхода как следствие заменяются новыми стратегиями. Принципиально важным звеном в осмыслении истории науки является то, что разные парадигмы и соответствующие теории не соизмеримы потому как, сама операция сопоставления возможна только в рамках одной парадигмы.

Томас Кун опирается на историю науки как на эмпирическую основу методологии. Поэтому он категорически не приемлет демаркационной линии между наукой и ненаукой. Процесс смены парадигм включает и подразумевает участие метатеоретических и социокультурных факторов. Они так или иначе влияют на смену господствующих научных представлений новыми. Естественно, что таким образом Кун углубляется в историю, которая в каком – то смысле – основа тех представлений, которые сложились у нас к настоящему времени. Устаревшие теории, по Куну, нельзя назвать ненаучными, и ведь это вполне логично, так как это также постижение истины только с несколько

Похожие материалы

Информация о работе