Оглавление
Введение. 2
1 Предпосылки и общие тенденции развития иконописи к XVII в. 3
2 Иконографические и сюжетные изменения. 4
2.1 Святая троица. 5
2.2 Благовещение. 8
Заключение. 13
Список литературы.. 14
Приложение. 15
1 Введение
«Отражение церковного раскола в иконописи»
«…защищать и доказывать пользу иконы православным
людям, тем более русским, значит ломиться в
открытую дверь. На Москве грешат скорее чрезмерным,
а подчас даже искаженным почитанием икон,
чем иконоборческим уклоном»
( )
Русская культура XVII столетия, весьма противоречива, в ней смогли переплестись традиции прошлых веков и новации, связанные с потребностями духовной жизни общества.
Для православной церкви в России и православия в целом, икона всегда стояла на одном из первых мест и имела главенствующее значение в жизни верующих и жизни церкви. Раскол же православной церкви, хотя его и принято считать явлением религиозно-общественным, не мог не отразиться в первую очередь на культуре и на иконописной традиции, в частности. Но вот что же именно поменялось в принципах писания икон после раскола, изменилась ли концепция иконописи или же произошли лишь незначительные преобразования, ну и, конечно же, благодаря чему происходили те или иные изменения, какую почву имели под собой, какую идею, вот что является целью данной работы.
Специалистами используется термин «допетровский век», согласно которому петровская эпоха представляла собой настолько значительный исторический период, что предыдущее столетие должно рассматриваться лишь исходя из влияния на процесс развития реформ Петра. Подобный подход определил интерес историков лишь к тем процессам и тенденциям развития, которые прямо указывали на свое продолжение в будущем, в то время как проблемы и связи этого периода не рассматривались как самоценные.
2 Предпосылки и общие тенденции развития иконописи к XVII в.
Изобразительное искусство первой половины XVII столетия во многом продолжает тенденции живописи конца предшествующего века. В рамках религиозного миропонимания растёт интерес к многообразию явлений земной действительности. Расширяется тематический диапазон живописи […] художник акцентирует внимание на изображении ландшафта, архитектурного фона и других второстепенных деталей.[1] Повышенный интерес к личности вызывает возникновение нового портретного жанра – парсуны.
Главным же центром художественной деятельности середины XVII в. станет Оружейная палата, где работали лучшие мастера живописи и прикладного искусства, такие как Иосиф Владимиров, Яков Казанец, Фёдор Зубов, Сергей Рожков и другие единомышленники Ушакова. Также во второй половине XVII в. блистательная плеяда мастеров настенного письма появилась в Костроме и Ярославле. Однако совершенно нельзя говорить, что появление подобной группы единомышленников–новаторов было явлением спонтанным и абсолютно самобытным. Русским живописцам середины XVII в. приходилось по-особому осмысливать традиции прошлого, сочетая их с новациями изографов и находить свой собственный путь развития.[2] Как итог в XVII в. иконописцы стали обращаться к сюжетам, имеющим под собой не только библейскую, но и историческую основу ярким примером может послужить икона «Спас Вседержитель с припадающими митрополитом Филиппом и патриархом Никоном» (1650-е)» (Рисунок 1)
3 Иконографические и сюжетные изменения
Кроме обострения интереса к изображению икон с исторической основой
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.