воссоздание движущейся (обогащающейся, последовательно расширяющейся на каждом образовательном уровне) картины природо-культуро-социального бытия человека в мире.
Основные принципы «культуротворческой школы»:
1. Личностная гуманистическая доминанта: необходимо удовлетворить сущностную потребность человека в структурной определенности мира, его доступности для сознания, соотносимости вещей, явлений, идей с человеческой мерой.
2. Необходимые и достаточные для построения целостной картины мира естественно-научные, социогуманитарные и художественно-эстетические знания необходимо выстроить в предметные блоки, образующие динамическую целостность (суммарно-перечислительный принцип образовательных программ уже не подходит). Учебный предмет – не самоцель, а органичная часть целого («целое больше, чем сумма его частей»).
3. Основная цель педагогов — развитие у учащегося «я-сознания», вписанного в современный мир.
4. Гуманистическая парадигма образования:
А) понимание ребенка как носителя особого культурного мира;
Б) понимание учителя как носителя педагогического творчества => смена типа педагогического мышления: от репродуктивного — к продуктивному, от исполнительского — к творческому, от установки на трансляцию знаний — к самостоятельному, целеосмысленному конструированию образовательного диалога;
В) построение образовательного процесса в школе как модели социокультурного пространства, где совершается становление личности.
Приоритетные методики: сотрудничество, диалог, проблемная игра, развивающее обучение.
Концепция предполагает последовательное «обживание» миров родной и мировой культур.
Принципы построения образовательного процесса:
- языковая доминанта;
- историчность.
Необходимы новые формы объединений в педагогических коллективах — создание методических групп, кафедр для осуществления новых педагогических задач, перестройка совкового учительского сознания. «Смежник» уже не враг, а со-творец единой ткани образовательного процесса.
Реализация в сфере высшего образования: деятельность преподавателя направлена на изменение прежних, "пассивных" механизмов общения и вовлечения студентов в активную учебную деятельность посредством использования нетрадиционных форм лекционных и семинарских занятий, где создается возможность для всех студентов выражать свободно свои мысли, где фантазия и воображение не имеют границ. Эффективными формами, стимулирующими творческую деятельность студентов, в этом контексте является привлечение их к выполнению целого ряда заданий, побуждающих к развитию их личностных способностей:
· работа с оригинальными текстами философов, культурологов;
· авторско-креативное озвучивание фрагмента текста – студентам необходимо продолжить логику оригинала;
· творческий диспут – сопоставление нескольких точек зрения на рассматриваемую культурологическую проблему;
· работа с «деформированными тестами»;
· опорные конспекты – наглядные конструкции информации, в которых знания представлены в логическо-компактной форме;
· дидактические игры, такие как КВН, "Пантомима" и другие помогают эмоционально наполнить работу с разработанными студентами опорными конспектами.
Реализация модели в различных школах: ГОУ гимназия-интернат
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.