3. Культурологическое образование как аспект культурного развития школьника.
Процесс развития ребенка включает в себя две составляющих:
1. процесс социализации – овладение общественным опытом, нормами, правилами поведения. В процессе социализации ребенок осваивает социокультурный опыт.
2. процесс индивидуализации – обретение самостоятельности, «собственного лица». С момента рождения ведущую роль играет культура – в семейном воспитании, в среде развития, а в более старшем возрасте – в образовательной системе.
Содержание развития ребенка как субъекта культуры – это и есть культурное развитие, понятие, введенное Л.С. Выготским. Основу культурного развития составляют развитие мышления, овладение знаковой системой. Культурное развитие – это развитие форм деятельности и способ мышления, это включение ребенка в социокультурную деятельность.
Культура рассматривается как основа развития личности. В культуре происходи становление ребенка, включение его в общественную систему. В процессе культурного развития происходит освоение знаковых систем: осознание окружения, деятельности, означение каждого объекта и предмета. Мир предстает ребенку в этой форме. Знаки выступают средством связи. Ведущий фактор культурного развития – не знание культур, а явления культуры, произведения, артефакты, которые должен освоить ребенок.
Обучение культурологии работает не на «естественное», а именно на культурное (в понимании Л.С. Выготского) развитие детей. Культурологическое образование помогает осваивать знаки, символы как способ мышления. Сущность процесса образования – единство преподавания и учения. Процесс образования направлен на овладение теорией, эмпирическими знаниями, умениями, навыками, системой ценностей, чувственных отношений, нравственно-эстетических взглядов и убеждений, развития творческих способностей. Помимо теоретического и эмпирического знания существует и художественное знание, отражающее основные явления культуры.
Культуротворческая деятельность учащихся может проходить в различных возрастных группах. Эффективными формами, стимулирующими творческую деятельность могут быть:
· работа с оригинальными текстами философов, культурологов;
· авторско-креативное озвучивание фрагмента текста - студентам необходимо продолжить логику оригинала;
· творческий диспут - сопоставление нескольких точек зрения на рассматриваемую культурологическую проблему;
· работа с «деформированными тестами»;
· опорные конспекты - наглядные конструкции информации, в которых знания представлены в логическо-компактной форме.
· дидактические игры, такие как КВН, "Пантомима" и другие помогают эмоционально наполнить работу с разработанными студентами опорными конспектами.
Выдержки из статьи Л.С. Выготского «Проблема культурного развития ребенка»
В процессе своего развития ребенок усваивает не только содержание культурного опыта, но приемы и формы культурного поведения, культурные способы мышления. В развитии поведения ребенка следует, таким образом, различать две основные линии. Одна — это линия естественного развития поведения, тесно связанная с процессами общеорганического роста и созревания ребенка. Другая — линия культурного совершенствования психологических функций, выработки новых способов мышления, овладения культурными средствами поведения. Так, например, ребенок старшего возраста может запоминать лучше и больше, чем ребенок младшего возраста по двум совершенно различным причинам. …Ребенок, может быть, запоминает лучше потому, что …развилась органическая основа этих процессов. Но …могли развиться самые приемы запоминания, в частности — способом запоминать при помощи
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.