12. Принципы культурологического образования.
Охарактеризуем требования, предъявляемые к педагогическим принципам:
1. Обязательность. Принципы воспитания это не совет не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективность воспитательного процесса, но подрывают его основы. Воспитатель, нарушающий требования принципов, устраняется от руководства этим процессом, а за грубое и умышленное нарушение некоторых из них, как, например, принципов гуманизма, уважения к личности, может быть привлечен даже к судебному преследованию.
2. Комплексность. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса. Принципы используются не в цепочке, а фронтально и все сразу.
3. Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения воспитательного процесса.
Первая – общедидактическая – группа принципов культурологического образования:
1. принцип культуроцентрированности воспитания;
2. принцип природосообразности;
3. принцип культуросообразности – воспитание строится в соответствии с культурой, обучение и воспитание должно строиться на трех уровнях: общечеловеческие ценности, ценности национального характера, ценности этнической культуры.
4. связь обучения с жизнью – развитие идеи о формировании целостного культуроцентрированного мировоззрения в ходе обучения, которое развивается и строится на тех ценностях, которые являются частью жизненного мира ребенка.
5. ориентация учащихся на самообразование и саморазвитие – формируется опыт самостоятельной оригинальной деятельности, что сохраняет интерес повышать образовательный уровень школьников.
6. принцип научности и пассивной трудности обучения …
7. принцип систематичности и последовательности обучения
8. принцип сознательности и творческой активности при руководящей роли учителя;
9. принцип наглядности обучения и развитие теоретического мышления учащихся; наглядность распространяется не только на показ слайдов, но и на связи теоретического и эмпирического, может представлять не только изображения, но и явления культуры;
10. принцип прочности результатов и опыта творчества;
11. принцип сочетания коллективного и индивидуального типов обучения;
12. принцип психологической комфортности (учение в радость, ученик может поправить и повысить отметку);
13. принципы воспитывающего и развивающего типов обучения;
14. принцип целостности содержания культурологического образования (общекультурное образование и изучение материала на уроках культурологии синхронно с другими предметами);
15. проблема формирования мировоззрения, которое должно быть целостным и многоаспектным, а это значит, что нужно обеспечить активность ученика, чтобы он вырабатывал свой взгляд на мир культуры.
Вторая группа принципов:
I. Культурно-ориентированные принципы, которые основываются
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.