Семья и дошкольное учреждение: взаимодействие в интересах ребенка

Страницы работы

Фрагмент текста работы

СЕМЬЯ И ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ИНТЕРЕСАХ РЕБЕНКА

(Литература:  Р.М. Миронова  «Педагогические технологии  обучения и воспитания  детей»)

Личность ребенка формируется в разнообразных взаимоотношениях с окружающими, со взрослыми и сверстниками. По образному выражению французского психолога Пьерона «ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться быть человеком в общении с людьми».

Этот первый социальный опыт ребенок получает в семье в общении с родителями и близкими людьми. От того, как организована деятельность ребенка дома, каков быт и его окружение, зависит, что понесет малыш в большую жизнь, как сложатся его отношения в детском саду, в школе, в трудовом коллективе.

Опыт воспитания в нашей республике имеет свое отражение в народной педагогике. С точки зрения народа, человек не может жить без детей, в них смысл его жизни, счастья, радости, богатства. «У каго дзещ, у таго i шчасце».

Забота о детях — самое главное в жизни человека. Хорошие дети вырастают только при большой родительской заботе, на их воспитание требуются значительные духовные, моральные и материальные затраты. «Сапраудныя бацькi тыя, хто вырасцiу, выкармiу, ды дабру навучыу». Важным в воспитании является личный пример родителей, их поведение: «якiя бацькi, такiя i дзецi», «якiя мы самi, такiя нашы дзецi», «дзе у сямьi лад, там i дзецi добра гадуюцца». Ребенку необходимо, чтобы у него были и мать, и отец. Мать — это первый воспитатель, первый помощник, самый близкий, самый родной, незаменимый человек. «Без роднай мамачкi заклююць галачкi». Отец — сила дома, его достаток, благополучие. Народная педагогика призывает и самих детей беречь и уважать родителей.

Экономические и социальные процессы, которые происходят сегодня в нашем обществе, вызывают две противоречивые тенденции: с одной стороны, возрастающая социальная роль семьи ведет к изменению ценностных ориентации многих родителей — семья и дети приобретают большую значимость, ценность; с другой стороны — неуверенность в завтрашнем дне, проблема потери жизненных идеалов, материальных трудностей снижают интерес родителей к воспитанию детей. И как результат — пассивность родителей, их нежелание посещать различные образовательные мероприятия. Здесь просматривается и формальность проведения работы с семьей в детском саду школе, в других образовательных учреждениях.

Если проанализировать результаты многочисленных исследований можно отметить, что педагогическая функция, реализуемая родителями, а также иными членами семьи, осознается стихийно, случайно, индивидуализированно. Иначе говоря, родители реализуют педагогическую функцию допрофессионально. Процессом объединения воспитателей и родителей в одной педагогической функции должен управлять педагог. Важнейшим условием совмещения педагогических усилий выступает рост педагогического сознания и самосознания и у родителей, и у воспитателей.

Обеспечить преемственность воспитания и обучения с семьей значит разработать совмещаемые единицы педагогических усилий в целостности, охватывающей «дом» и дошкольное учреждение. При этом необходимо выделить то общее, что объединяет их как специфические формы жизни со своим этносом, ментальностью, восприятием мира, нормами

Похожие материалы

Информация о работе