СЕМЬЯ И ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ИНТЕРЕСАХ РЕБЕНКА
(Литература: Р.М. Миронова «Педагогические технологии обучения и воспитания детей»)
Личность ребенка формируется в разнообразных взаимоотношениях с окружающими, со взрослыми и сверстниками. По образному выражению французского психолога Пьерона «ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться быть человеком в общении с людьми».
Этот первый социальный опыт ребенок получает в семье в общении с родителями и близкими людьми. От того, как организована деятельность ребенка дома, каков быт и его окружение, зависит, что понесет малыш в большую жизнь, как сложатся его отношения в детском саду, в школе, в трудовом коллективе.
Опыт воспитания в нашей республике имеет свое отражение в народной педагогике. С точки зрения народа, человек не может жить без детей, в них смысл его жизни, счастья, радости, богатства. «У каго дзещ, у таго i шчасце».
Забота о детях — самое главное в жизни человека. Хорошие дети вырастают только при большой родительской заботе, на их воспитание требуются значительные духовные, моральные и материальные затраты. «Сапраудныя бацькi тыя, хто вырасцiу, выкармiу, ды дабру навучыу». Важным в воспитании является личный пример родителей, их поведение: «якiя бацькi, такiя i дзецi», «якiя мы самi, такiя нашы дзецi», «дзе у сямьi лад, там i дзецi добра гадуюцца». Ребенку необходимо, чтобы у него были и мать, и отец. Мать — это первый воспитатель, первый помощник, самый близкий, самый родной, незаменимый человек. «Без роднай мамачкi заклююць галачкi». Отец — сила дома, его достаток, благополучие. Народная педагогика призывает и самих детей беречь и уважать родителей.
Экономические и социальные процессы, которые происходят сегодня в нашем обществе, вызывают две противоречивые тенденции: с одной стороны, возрастающая социальная роль семьи ведет к изменению ценностных ориентации многих родителей — семья и дети приобретают большую значимость, ценность; с другой стороны — неуверенность в завтрашнем дне, проблема потери жизненных идеалов, материальных трудностей снижают интерес родителей к воспитанию детей. И как результат — пассивность родителей, их нежелание посещать различные образовательные мероприятия. Здесь просматривается и формальность проведения работы с семьей в детском саду школе, в других образовательных учреждениях.
Если проанализировать результаты многочисленных исследований можно отметить, что педагогическая функция, реализуемая родителями, а также иными членами семьи, осознается стихийно, случайно, индивидуализированно. Иначе говоря, родители реализуют педагогическую функцию допрофессионально. Процессом объединения воспитателей и родителей в одной педагогической функции должен управлять педагог. Важнейшим условием совмещения педагогических усилий выступает рост педагогического сознания и самосознания и у родителей, и у воспитателей.
Обеспечить преемственность воспитания и обучения с семьей значит разработать совмещаемые единицы педагогических усилий в целостности, охватывающей «дом» и дошкольное учреждение. При этом необходимо выделить то общее, что объединяет их как специфические формы жизни со своим этносом, ментальностью, восприятием мира, нормами
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.