ЗАЧЕМЛИСИЧКИ ВЗЯЛИСПИЧКИ
Татьяна ЗАГВОЗДКИНА,
майор внутренней службы, главный специалист отдела организации обучения населения и работающих филиала учреждения образования ИППК МЧС Республики Беларусь
( Ж-л «Пралеска» № 9 (45) 2003 г.)(Продолжение. Начало в № 7, 8 за 2003 г.)
ОБУЧЕНИЕ ПРАВИЛАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ
В этом возрасте у детей происходит огромный умственный процесс: обследование предметов, наблюдение за доступными пониманию ребенка явлениями, выделение признаков, сравнение, обобщение, установление и понимание причинно-следственных связей. В этот период интересными для детей будут «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, «Дядя Степа» С. Михалкова, «Спички», «Лампочка» из книги В. Ровицкого «Друзья в твоем доме», «Пожарные собаки» Л. Толстого, «Спичка-невеличка» Е. Хоринской.
После прочитывания этих произведений воспитатели могут уже не только подробнее остановиться на определенных моментах, но и вовлекать детей в беседу по содержанию.
Большую пользу могут принести игры, в которые воспитатель ненавязчиво вносит элементы правил пожарной безопасности. Для детей этого возраста игра - специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. В этом плане отлично срабатывает прием опосредствованного (через кукольный персонаж, игрушку) воздействия на детей, в том числе и оценочного характера. Например, пожарная машинка или слоник-пожарный расскажет, как он устал, пока тушил пожар, возникший по вине капризного ребенка. Вариантов такой игры великое множество.
Во время ознакомления детей с разными профессиями нельзя забывать о пожарных.
К шести годам ребенок уже должен знать все домашние предметы, которые могут привести к пожару при неправильной их эксплуатации.
ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ
Программное содержание: закрепить знания о причинах возникновения пожаров; познакомить детей с пожарной службой в прошлом и в настоящее время; рассказать о героизме пожарных во время тушения пожаров и спасения людей.
1. Воспитатель. Дети, вы уже знаете о том, как опасно играть со спичками или пользоваться пожароопасными предметами без ведома взрослых. А сегодня мы почитаем, что бывает, если дети забывают об этом.
СПИЧКА-НЕВЕЛИЧКА
Кто, ребята, знает Вову?
Драчуна, лгунишку, реву? Он при маме из дверей —
спички в руки, руки — в брюки
И на улицу скорей.
Он позвал своих друзей:
— Шурка, Витька, поскорей!
Вот играть-то где, ребята! Чур, девчонок звать не надо. Дал приказ он Шуре с Витей:
— На средину все гребите! Собирайте в кучу сор, мы зажжем сейчас костер! Вот он влез на сеновал, заглянул потом в подвал И в сарай, и под навес, и на крышу тоже влез. С крыши прямо на чердак —
запущенье здесь и мрак... И чего тут только нет:
чей-то старый табурет, Доски, ящики, кадушки, веники, щепа и стружки.
— Можем мы костер разжечь.
Стружки нечего беречь! Поиграем, а потом все затушим и пойдем. Вова быстро чиркнул спичкой, и вспорхнуло пламя птичкой, Красной струйкой завилось, поскакало, понеслось. Больше пламя, выше пламя!
— Ой, боюсь, сгорим мы сами! И ребята со всех ног поскорее наутек.
Ростом спичка — невеличка, не смотрите, что мала:
Эта маленькая спичка может сделать много зла.
Крепко помните, друзья, что с огнем шутить нельзя.
Е. Хоринская
Беседа по содержанию:
• Как вы думаете, правильно ли поступил Вова?
- Он взял спички и устроил пожар.
• Что неправильно сделали его друзья Шура и Витя?
- Они согласились разжигать костер.
* Что сделали бы вы на месте Шуры и Вити?
— Сказали бы Вите, что этого делать нельзя, и предупредили взрослых.
* Почему пожар быстро распространился?
- Потому что сухое сено, стружки, щепа очень легко разгораются.
* Что сделали дети правильно, когда возник пожар?
- Убежали.
А что надо делать, если увидите пожар?
— Быстро сообщить взрослым.
II. Воспитатель. Давайте, дети, поиграем в игру вопросов и ответов на тему пожарной безопасности. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья». Но отвечать надо не на все предлагаемые вопросы, а только на те, которые считаете правильными. Если же вы знаете, что так делать нельзя, то молчите.
— Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
— Кто из вас, заметив дым, говорит: «Пожар, горим»?
— Кто из вас шалит с огнем утром, вечером и днем?
— Кто, почуяв газ в квартире, позвонит по «04»?
— Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
— Кто от маленькой сестрички прячет, дети, дома спички?
— Признавайтесь мне и в том, кто из вас шалит с огнем?
Воспитатель. А вот еще одно стихотворение о непослушной девочке, которая, хотя и не баловалась со спичками, но все-таки пожар устроила. У маленькой Таи сегодня прием: Гостей собирает игрушечный дом. К подъезду машины с гудками рулят, Во фраках пингвины в машинах сидят. Выходят с коляски нарядные куклы, У модниц от тряски рассыпались букли. Вразвалку пришел олимпийский медведь: Садитесь за стол и не надо реветь!
Готовит хозяйка различные блюда, Капроновый зайка разносит посуду. С капустой пирог с нетерпением ждут Хромой носорог и двугорбый верблюд. Открыты конфорки четыре подряд — Печется в духовке пирог для зверят, Огнем угрожая, дымится плита —
В квартире у Таи случилась беда! Пылает клеенка и скатерть горит. «Спасайте ребенка», - соседка кричит. Бежит с магазина с предчувствием мама. Промчалась машина пожарная прямо По улице Смольной в тот самый район, Где газ самовольно ребенком включен. В дыму потерялась, где Таю искать? С испуга забралась она под кровать. Пожарный в спецовке и в шлеме большом С завидной сноровкой воюет с огнем.
Собой защищая от пламени жара, Он девочку Таю выносит с пожара. От радости плачут имама, и дочь, И снова задача —
как куклам помочь? Сдается огонь под напором воды, Ребят он не тронет, не будет беды. Но помните, дети, и ночью и днем, И ныне и впредь не шалите с огнем.
Л. Короткевич Беседа по содержанию:
* Какая беда случилась у Таи?
* Пожар.
* Из-за чего возник пожар? Чем решила воспользоваться девочка, чтобы
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.