СДЕЛАЙ САМ
А. С. Макаренко говорил, что только та игра хороша, которая требует от ребенка рабочего усилия, усилия мысли. Этому требованию и отвечают многие игрушки, способные дать пищу уму и рукам ребенка. Таких игрушек множество.
Вот малыш выкладывает дорожку из кирпичиков. По ней пройдут машины. А другой, постарше, соединил цилиндр со стержнями деревянного конструктора и уже «запускает спутник». Дети часами строят дома и ракеты, театры и башни, самолеты, ангары, гаражи.
Может быть, они и не будут потом играть в построенном доме, может быть, сейчас же разберут его и построят новый, еще лучше. Но и сама постройка, само действие с материалом — это уже интересная игра. И не только интересная, но и очень полезная. В ней впервые проявляется способность к планированию действий, появляется настоящий план: «Дом мы построим вот какой: три этажа и большие окна. А тут дверь, прямо посередине». И строят так, как задумали.
Еще труднее, но, наверное, и интереснее сделать тачку или тележку, паровоз или трактор из конструктора. Из тематического конструктора строить нетрудно, в нем каждая деталь предназначена только для определенного употребления: вот котел паровоза, а это – труба. Легко подобрать и приладить и остальные детали. Такой конструктор доступен даже трехлетнему ребенку. «Схематический» или «универсальный» конструктор посложнее, зато из него можно собрать много разных вещей. Одна и та же деталь может стать колесом и штурвалом, мачтой и перекладиной. Старшие дошкольники могут собрать из такого конструктора некоторые несложные игрушки. Труднее им работать с конструктором, имеющим мелкие крепежные детали — гайки и болты. Для работы с такими деталями нужны четкие, мелкие координированные движения пальцев. Поэтому металлические «универсальные» конструкторы лучше приобретать только детям школьного возраста.
Для детей от трех до восьми лет выпускается большое количество разнообразных сборных и разборных игрушек. Сборные игрушки из дерева собираются при помощи гвоздей. Это обычно очень простые предметы— носилки, лестница, санки, тележка. Разборных игрушек для дошкольников гораздо больше.
Труд—основа многих игр ребенка. Очень важно, чтобы дети «играли в труд», но не менее важно, чтобы дети трудились в игре, приобретали в процессе игры определенные навыки и умения.
Очень часто детям для игры нужны разные предметы, которые они могут сделать сами. Самым простым материалом для этого является бумага, из которой можно сделать массу интересных игрушек — лодочки и пароходы, кукол и мебель для них, игрушки для игр с ветром, летающие игрушки и многое другое. Для изготовления самодельных игрушек используется и так называемый «бытовой брос» — коробки, катушки от ниток, пробки, крышки от молочных бутылок, обертки от конфет и шоколада и пр. Кроме того, играя на воздухе, дети интересно используют различные природные материалы — глину, песок, снег.
В таких играх с изготовлением игрушек из разнообразных материалов фантазия ребенка получает неограниченный простор. Каждый сучок, ветка, кусок коры своей естественной формой может напомнить ребенку какой-то предмет реальной действительности, нужно только немного отломить, отрезать, подправить, чтобы добиться еще большего сходства.
Если в играх с готовыми игрушками дети только имитировали трудовые действия взрослых – «понарошку» гладили белье недействующими утюгами, стирали без мыла и воды, управляли несуществующим автомобилем, то с различными материалами для изготовления самодельных игрушек, с конструкторами, простейшими инструментами к ним приходит качественно новая игра. Это уже не игра в труд, а игра-труд.
Ребенка-дошкольника невозможно .представить бездеятельным. Все его интересует, во всем он стремится принять участие. Нередко можно увидеть на улице группку ребят вокруг маляра, красящего забор, вокруг водителя
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.