Кузнецова Ольга, гр. 1364
План урока №2
Тема: «Счастливая, счастливая невозвратимая пора!.. (повесть «Детство» Л.Н.Толстого)»
Цели: заинтересовать учащихся творчеством писателя, привести к пониманию актуальности поднимаемых автором тем и проблем в современности, обратить внимание учащихся на духовные переживания главного героя как этапы нравственного становления личности.
К началу урока учащиеся должны были прочитать часть «Классы» и 2 другие на выбор.
Оборудование: тема написана на доске, на каждой парте – текст с новеллой «Классы»
Этапы проведения урока |
Методы |
1. Этап подготовки к работе, эмоциональный настрой |
Первичная рефлексия текста. Учитель задает вопросы о личном отношении учащихся к прочитанному дома тексту («Классы»). Опрос происходит как бы «между прочим», учащиеся свободно высказывают свою точку зрения, создается ощущение, что урок еще не начат. Таким образом, дети не закрепощаются и настраиваются на урок-беседу. Задает вопросы о причине. Особенно необходимо, если учащимися выражается негативное отношение. Возможно развитие дискуссии. Задача учителя - ее организовать: прекратить «хор» в классе, дать возможность высказаться ученику при внимании одноклассников. (3-4 минуты) |
2. актулизация темы |
Первичная рефлексия текста. Учитель задает наводящие вопросы (кто герои рассказа? и т.п., почему произведение называется «Детство»? Обращение к личному опыту, к субъективному пониманию вещей (что такое детство? Считаете ли вы себя детьми? Когда заканчивается детство? Чем детство отличается от других жизненных периодов? Здесь можно выдать информацию о том, что «Детство» - часть трилогии Толстого, обсудить, чем детство отличается от отрочества) Поощрять дискутирование на эти темы, ученики должны давать полные ответы. В целом обсуждение может длиться 5-7 минут |
3. этап обсуждения заявленной темы |
Обращение внимания класса на тему урока. Вопрос причины: Почему тема звучит так? Обсуждение темы (3 минуты) |
4. подведение итогов микродискуссии |
Учитель обобщает сказанное |
5. постановка проблемного вопроса |
Учитель просит выразить согласие и ли несогласие со сказанным. Обращение к личному опыту учащихся.(2 минуты) |
6. Этап обобщения мнений |
Подведение итогов микрообсуждения |
7. первичное обращение к тексту |
Сопоставление описанных в тексте переживаний главного героя с личным опытом учащихся. |
8. обсуждение содержание новеллы |
Учитель задает вопросы по содержанию. (1-3 минуты). Выясняется, понята ли фабула новеллы, что необходимо для дальнейшей работы |
9. этап осмысления проблемы, поставленной в новелле. этап работы по рядам |
Класс делится по рядам. 1й ряд – представляют сторону родителей Николеньки, 3й – сторону Карла Ивановича, 2 – Николеньку. Задача: полагаясь на текст, высказать позицию каждой и сторон относительно вопроса образования главного героя. Т.о., ученики учатся понимать каждую из сторон . Учитель должен подвести детей к тому, что ситуация не предполагает наличие правых и неправых. Должна установиться причина переживаний Николеньки. (7 минут) |
10. осмысление позиции героя, осмысление ситуации |
Что вынес герой из этой ситуации? |
11. подведение итогов |
Учитель обобщает сказанное, выражает свою точку зрения |
12. включение новеллы в контекст произведения. Подача информации о произведении |
информация об истории создания произведения, о структуре, проблематике (3 минуты), делается акцент на том, почему автор обращается к этой проблеме, на новаторстве изображения детского сознания. В оставшееся время желающие делятся впечатлениями от других прочитанных ими новелл. |
Домашнее задание. Отсутствует. Прочитать 2-3 новеллы, тем, кто это не сделал к этому уроку. Либо: небольшое сочинение рассуждение на тему урока (возможно раскрытие темы на анализе художественных текстов других авторов).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.