Поэзия «серебряного века»: особенности перцептивной картины мира.

Страницы работы

5 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Поэзия «серебряного века»:

особенности перцептивной картины мира.

Говоря о СВ, мы представляем себе, каждый по-своему како-то цельное, яркое, динамичное, сравнительно благополучное время, со своим особенным ликом, резко отличающееся от того, что было ДО, и что стало ПОСЛЕ.. Это период приблизительно в четверть века от эпохи Александра III до 1917 г..

Серебряный век – это не научный термин, это понятие не столько филологическое сколько мифологическое. В работе О. Кривцуна «Эстетика»[1]  вы можете найти информацию о типах культурных эпох. Он выделяет устойчивые и переходные культурные эпохи и дает им подробную характеристику. Эпоха СВ может быть квалифицирована как переходная.

Важным является то. Почему эта эпоха названа Серебряным веком. Все мы помним о том взлете культуры. Который имел место в начале 20 века. В понимании этого нам может помочь работа Лотмана «Феноменология культуры» , в которой рассматривается вопрос о природе неожиданных всплесков в той или иной национальной культуре, механизмах их формирования. Если говорить о социально-философской стороне общекультурного контекста эпохи, то необходимо обратиться к работе Бердяева[2], а также, коль скоро мы не должны вырывать русскую литературу из общеевропейского контекста, к работам Ницше[3], потому что именно философская концепция Ницше оказала большое влияние на формирование эстетической, а особенно этической концепции ряда течений внутри Серебряного века, да и не только течений, но и мировоззренческих аспектов многих авторов. Разумеется, необходимо  несколько слов сказать и о роли концепции В.Соловьева[4].

Сами участники процесса осоознавали. Что живут в эпоху культурного и духовного возрождения, и решительного обновления. Н.Гумилев, и. Аненский, Г. Иванов, В. Брюсов говорили в своих работах о «новом человеке», «новой литературе» и самое главное «новой поэзии».

Литература этой эпохи. Тут, должна Вам сообщить, существует среди литературоведов некоторое разночтение терминологического порядка. А именно: говоря о символизме, акмеизме, футуризме, некоторые ученые используют термин «направление»[5], а некоторые – термин «декадентское течение»[6].

Направление

Модернизм

Авангард

Реализм

Течение

Символизм (предсимволизм: И.Анненский; «старшие символисты: В.Соловьев, Вяч. Иванов, Н.Минский, З.Гиппиус, Д.Мережковский, К.Бальмонт, В.Брюсов; «младосимволисты»: А.Белый, А.Блок; «аутсайдеры» символизма: В.Ходасевич)

Акмеизм (Гумилев, Ахматова, Городецкий, ранний Мандельштам, Г.Иванов в петербургский период, М.Кузьмин)

Эгофутуризм(И.Северянин)

Футуризм (кубофутуризм: Д.Бурлук, А.Крученых, ранний Маяковский, В.Хлебников, В.Каменский; группа «Центрифуга»: С.Бобров, Н.Асеев, Б.Пастернак)

Имажинизм

(группа «Мезонин поэзии» во главе с Шершеневичем, начинали как футуристы, потом Шершеневич стал зачинателем имажинизма; С.Есенин)

поэзия романтического пафоса (поэты «Звезды» и «Правды», выражавшие романтически воспринятые идеи революции, зрелый Маяковский)

Новокрестьянские поэты (С.Дрожжин, С.Клычков, Н.Клюев, ранний Есенин)

И.Бунин

В.Набоков (молодой)

Зрелый Есенин

Вне течений

М.Цветаева

М.Волошин

Как правило, такая таблица дает возможность наглядно представить им весь литературный ряд Серебряного века. В этой таблице могут быть некоторые дополнения, но в основном, весь ряд поэзии представлен.

Так как ваш курс ориентирован на изучение восприятия текстов лирики и публицистики, то видимо, необходимо, несколько расшифровать особенности эстетических концепций каждого течения и направления. Ведь очевидно важным представляется объяснить студентам, какие смыслы подразумевались авторами Серебряного века под теми или иными приемами литературы, лексикой, символикой. Тут могут помочь следующие материалы:

Фундаментальные работы:

1.  Асмус В. Философия и эстетика русского символизма. – Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968.

2.  Виноградов ВВ. Избр. труды. Поэтика русской литературы. М., 1976

3.  Долгополов Л. На рубеже веков. Л., 1977

4.  Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977

5.  Б.Эйхенбаум. О поэзии. Л., 1969.

6.  Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975, с.6-71.

Мемуарная литература:

1.  А.Белый. На рубеже двух столетий. М-Л., 1930

2.  А.Белый. Начало века. М-Л., 1933.

3.  А.Белый. Между двух революций. М-Л-, 1934.

4.  Н.Берберова. Курсив мой (доэмигрантские главы) – СПб, 1998.

5.  В.Ходасевич. Некрополь. – СПб, 1998

Работы по теории литературной коммуникации:

1.  Ингарден Р. Исследования по эстетике. – М., 1962.

2.  Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. – М., 1920. Ч.1., 170 с.

3.  Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – М., 1970

4.  Новое в зарубежной лингвистике. – М., 1986, Вып. 17: Теория речевых актов.

5.  Успенский Б.М. Поэтика композиции. – М., 1970

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Лингвистика
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
28 Kb
Скачали:
0