Поэзия «серебряного века»: особенности перцептивной картины мира., страница 2

Если говорить  об индивидуальном авторском стиле Серебряного века., то в эту эпоху сколько авторов, столько и стилевых индивидуальностей. Необходимо отметить, чтоавторы Серебряного века не отбросили достижений и традиций русской литературы XIX века. Наблюдается тяготение в целом модернистских течений к развитию традиций Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета. Проиллюстрировать такими примерами, как типологическое родство некоторых стихов Блока и Гумилева с Лермонтовым, прочертить развитие традиций в виде параллелей (Блок-Лермонтов, Гумилев – Лермонтов, Г.Иванов – Лермонтов, Бунин – Тютчев, Цветаева – Пушкин и т.д.).

Особенность культурной эпохи способствовала многообразию средств выразительности и вариантов восприятия реципиентом этих средств как в глазах современников, так и сегодня.

Очень важно, что поэзию «серебряного века» мы должны воспринимать в общем контексте культуры.

В 1899 г. вышел первый номержурнала «Мир искусства». Сложилась и оформилась новая романтическая эстетика. «Русский ренесанс» хотел увидеть все стороны света и заглянуть во все века». Новые веяния начались как западнические, но постепенно вернулись к родной почве.. По-новому были открыты писатели ближайшего прошлого. Просматривается интерес к славянской мифологии и русскому фольклору. Наблюдается не националистический . общечеловечески (эстетический и духовный) подход.

Эта эпоха воспринимается как нечто целостное – т.к. это творческое пространство озаренное жаждой красоты и самоутверждением. Повсюду мы видим признаки максимализма. Например, И. Аненский в предисловии к «Книге отражений»  пишет «Я брал только то, что чувствовал выше себя и в то же время созвучное».

А. Белый: «только в тот момент, когда мы выдвинием вопрос о жизни и смерти человечества… мы приблизимся к тому, что движет новым искусством…. Людям  серединных переживаний такое отношение к действительности кажется нереальным; они не ощущают, что вопрос о том быть или не быть человечеству реален».

Н. Гумилев: «От личности поэзия требует того же, что религия от коллектива. Во-первых. Признания своей единственности и всемогущества; это рождает в нем чувство катастрофичности; ему кажется, что он говорит свое последнее и самое главное слово».

Если вы будуте читать литературу о СВ. то на каждой странице будете сталкиваться с «проблемой восприятия». Поэты этого периода  отличались особым восприятием реальной действительности и это нашло отражение в их поэзии.

Особо следует обратить внимание на восприятие искусства, например картин. Иллюстрацией подобного восприятия служит стихотворение мандельштама «Импрессионизм»:

Художник нам изобразил / Глубокий обиморок сирени / И красок звучные ступени / На холст, как струпья положил.

Или у Георгия Иванова: «Музыка мне больше не нужна \ музыка мне больше не слышна / Пусть себе как черная стена, / К звездам поднимается она, / Пусть себе как черная волна. Глухо рассыпается она.

Именно в поэзии СВ зародились так называемые синенстетические сочетания. Прежде всего это характерно для символизма – литературного направления. которое оказало влияние на весь ход культурного развития Западной Европы и России на рубеже веков. Поэтику символистов отличает взаимодейсмтвие и взаимопереходы сфер абстрактного и конкретного, что проявляется на всех уровнях языка.

Наблюдается преобладание слова «абстрактного» над словом «вещным». В поэтическом языке эта тенденция приобретает особую роль не столько при отборе языкового материала, сколько при организации его в эстетически значимые комплексы символы в составе поэтического произведения. Художественная форма служит для поэта средством проникновения из мира явлений в мир сущностей.

Образы вещей. Созданные языком и искусством для символистов – лишь символы, которые не отражают, а только обозначают  субъективно воспринятое действительное содержание вещей..

«Мир есть мое представление» - этот тезис Шопенгауэра был принят Брюсовым и мережковским в 90-е гг. 19 века. Основа символизма: антропологичность слова. Синтез осуществляемый в художественном произведении «должен быть оправдан не формальной логикой, а наглядностью, непосредственнм восприятием, «чувственностью».  Поэзия возникает как необходимость выразить себя самого.

В. Брюсов пишет: «Лирика способна вместить мгновение в предел нескольких размерных строк, живым сохранив его, вместе с лучами, трепетавшими тогда, с ароматом, веявшим вокруг него, с первым проблеском зарождающегося чувства.

К. Бальмонт «К Бодлеру»: Мгновенье. где была слита,/ В одну симфонию прекрасная мечта: Благоуханья, звуки и цвета!  Или « Гимн Солнцу»: В Солнце звуки  и мечты. Ароматы и цветы. Все сплелось в согласный хор.

В. Брюсов «Художник не может сделать большего, как верно воспроизвести действительность, хотябы и  в новых,  фантастических сочетаниях элементов.».



[1] О.Кривцун. Эстетика. –  М., Аспект Пресс, 2003.

[2] Н. Бердяев. Русская идея//Византизм и славянство. М., 2001.

[3] Ф.Ницше. Рождение трагедии из духа музыки; Так говорил Заратустра – Ф.Ницше. Сочинения. В 2-х тт. Т.1. М., 1990.

[4] В.Соловьев. Общий смысл искусства. – В.Соловьев. Собр. соч. В 10-ти тт. Т.6, СПб, 1912.

[5] История русской литературы. В 4-х тт. Т.4. Л., «Наука», 1983, с. 419-480.

[6] А.Г.Соколов. История русской литературы конца XIX- начала XX века.  – М.: Высшая школа, 1984, с. 125-158.