«Этюды многоцветного русского мира…» (по циклу И.С.Тургенева «Записки охотника»)

Страницы работы

Содержание работы

Кузнецова Ольга, гр. 1364

План урока №3

Тема: «Этюды многоцветного русского мира…» (по циклу И.С.Тургенева «Записки охотника») (2 урока)

1й урок  - «Национальный мир в рассказе «Хорь и Калиныч»

Материалы: Портрет писателя на доске, крупно написанные цитаты Белинского, Тургенева на отдельных листах.

Цель: раскрыть авторское видение национального мира, раскрыть художественное своеобразие «Записок..» на примере рассказ «Хорь и Калиныч»

0.Вводный этап. Цель – настроить на работу, актулизировать ранее полученные знания, вписать творчество писателя в общий культурный контекст. (4 минуты)

Учитель: Сегодняшний урок будет посвящен обсуждению рассказа  Ивана Сергеевича Тургенева «Хорь и Калиныч» из цикла «Записки охотника». Скажите, пожалуйста, с какими произведениями Ивана Сергеевича вы уже знакомы?

Класс: «Муму»,….

Учитель: Хорошо. Итак, вы уже немного знакомы с творчеством этого писателя. Давайте вспомним годы его жизни. Запишите в тетради: 1818-1883 (пишет на доске). Скажите, кто из известных вам людей того времени (писателей, художников) мог был быть его современником?

Ученики называют известных им писателей, художников  19 века. Среди писателей должны быть названные уже известные классу Пушкин , Лермонтов , Гоголь. Также, скорее всего, будут названы такие художники, как Суриков, Репин и т.д. Учитель принимает ответы, корректирует, если это необходимо. При названии деятелей не из области литературы просит вспомнить, какие картины, музыкальные произведения созданы этим человеком.  Класс опрашивается фронтально. Опрос занимает 2-3 минуты.

1.Первый этап. Ознакомление  личностью писателя, вписывание изучаемого произведения в контекст его творчества (3-4 минуты).

Учитель: хорошо. Так, мы с вами имеем небольшое представление о времени, в котором жил этот великий писатель, о современной ему культурной ситуации. Прежде чем обращаться к его творчеству, давайте обратимся к биографии Тургенева.

К доске вызывается ученик, предварительно получивший задание на дом составить краткую биографию писателя. Конспект его ответа должен быть предварительно просмотрен учителем, ответ у доски не должен превышать 3х минут. Даются сведения в самом сжатом виде, не нагруженные датами, топонимами и т.д. (давая задание на дом, учитель предлагает ученику список рекомендуемой литературы). Если возможности подготовить это задание не было, учитель дает одному из класса приготовленный им заранее текст примерно такого содержания: «Иван Сергеевич Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду. Родился он в Орле, где и провел первые годы своей жизни. В семье Тургеневых было 2е сыновей, Иван был младшим. С детства писатель был приобщен к природе: в их поместье был большой парк, не знавший равных в округе, который Иван Сергеевич вспоминал даже перед смертью. Он с самого раннего возраста мог говорить и писать по-французски, по-немецки, по-английски, но при этом прекрасно владел и родным языком. Тургенев всегда был жаден до знаний. В студенческие годы, проходившие у него в 2х российских столицах – Петербурге и Москве, - он с увлечением учил латинский, древнегреческий языки, был завсегдатаем театров, литературных салонов. Одновременно писатель серьезно занимался изучением философии. По окончании философского факультета Петербургского университета он обучался в Берлинском университете. Живя в Европе, Тургенев по-прежнему увлекался музыкой, живописью, театром. После обучения он поступил на службу в Министерство внутренних дел. Начальником Тургенева по службе был Владимир Иванович Даль. Общение с таким интересным человеком несколько скрасило работу, которая ему совсем не нравилась. Однако через полтора года Тургенев бросил службу и ушел в отставку. С этого времени он начинает заявлять о себе как писатель. За свою жизнь он написал такие значительные произведения, как «Записки охотника», повести «Ася», «Первая любовь», романы «Рудин», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети» и др., создал сборник «Стихотворений в прозе» - лирических рассказов-миниатюр. Умер писатель в возрасте 65 лет от тяжелой болезни – рака спинного мозга.  

Учитель: итак, каков был круг интересов Тургенева в юности?(фронтальный опрос)

Класс: языки, живопись, театр, философия и т.д.

Учитель обращает особое внимание на любовь писателя к русскому языку. Затем прикрепляет к доске цитату самого И.С.Тургенева: «Мне все-таки… моя Русь дороже всего на свете».

2. первичное обращение к тексту (7-8 минут).

Учитель: Сегодня в центре нашего внимания будет цикл рассказов Ивана Сергеевича Тургенева «Записки охотника». Исходя из названия, скажите, о чем может идти речь в этом произведении? Какова его специфика?

Класс: (уже прочитав дома рассказ «Хорь и Калиныч»): рассказы об охоте, об увиденном во время охоты, сборник рассказов…

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Лингвистика
Тип:
Домашние задания
Размер файла:
23 Kb
Скачали:
0