Учитель: ухватывается за слово «сборник» или что-то вроде того.. Действительно, «Записки охотника» представляют собой сборник рассказов, или очерков (разные исследователи определяют это по-разному), объединенных общей тематикой внимания к народу, к национальному русскому миру. Знаменитый критик В.Г.Белинский (возможно, вы о нем слышали) писал об этом произведении следующее: «Тургенев зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто еще не заходил» (на доску прикрепляется еще один лист с напечатанной цитатой). пауза секунд 5
Дома вы должны были прочитать один рассказ из цикла «Записки охотника» - «Хорь и Калиныч», верно? Итак, каким образом воплощается общая задумка произведения на примере одного этого рассказа?
Если класс молчит, задаются дополнительные вопросы: От чьего лица ведется повествование? кто является объектом изображения в рассказе? (акцент на их социальном статусе, на том, что это представители народа и т.п.). Как проявлен национальный русский мир в рассказе еще? (описание природы., быта и т.д.) (в целом 5-7 минут).
2.2 непосредственное обращение к тексту
Учитель: итак, обратимся к тексту. Почему рассказ называется «Хорь и Калиныч»?
Ученики ответят, то это персонажи рассказа и т.д…
Учитель актуализирует внимание на их характерологических отличиях, чем они противопоставлены друг другу. Класс опрашивается. Дается общая характеристика персонажей. При опросе важно услышать личное отношение учащихся, их интерпретацию образов. По мере ответов учитель задает вопрос об отношении рассказчика к этим персонажам.(5-7 минут).
Далее класс делится на 2 группы (по рядам): одна из них будет заниматься анализом образа Хоря, другая – Калиныча. Учитель спрашивает класс, каким образом в тексте может раскрываться образ персонажа (ученики: внешность, речь, жилище, привычки и т.д.).(фронтальный опрос, очень быстрый, 1-1,5 мин). Затем учитель делит каждую группу на маленькие подгруппы (2-3 человека), которой дается отдельное задание (например, найти в тексте описание жилища Калиныча, описать, обобщить, сделать на этом сновании вывод). Каждая подгруппа назначает руководителя, т.е. отвественного за работу группы (либо это делает учитель). Обычно это происходит при работе произвольно, и на это не приходится обращать много внимания. В результате должен получиться целостный анализ персонажей с опорой на текст. На подготовку дается 2-3 минуты. Ответ каждой группы не должен превышать 1 минуты. В ответах должны упоминуться пейзажные мотивы в описании персонажей, определяются их функции. Затем вызывается по одному человеку из каждой группы, которые делают общий вывод (развернутый ответ, но не более 1 минуты). Всего на работу в группе затрачивается около 13-15 минут.
3. последний этап. Постановка проблемного вопроса. Заключительное слово учителя.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, почему именно этот рассказ И.С.Тургенев помещает в самое начало книги? С чем это может быть связано?
Если звучит предположение о хронологической последовательности, то учитель выкладывает следующую информацию: «Записки охотника» состоят из 25 отдельных произведений. Цикл не публиковался сразу как отдельная книга. с 1847 года «Записки охотника» печатались отдельными очерками в журнале «Современник». И первым появился на свет именно рассказ «Хорь и Калиныч». Произведение имело большой успех, что и вдохновило писателя на продолжение создания «Записок…». Однако книга все же вышла при жизни Тургенева отдельным изданием в 52 году, и писатель имел возможность изменить ее структуру. Но все же, он оставил этот рассказ первым в цикле. Почему?
Если класс затрудняется, учитель помогает наводящими вопросами, обращая внимание учеников к ранее сказанному на уроке. В результате, с помощью учителя, класс должен придти к следующему: в образах Хоря и Калиныча воплощаются характерные русские национальные черты, которые видел в народе Тургенев.. (5 минут)
Учитель: автор говорит о душевной красоте и нравственном богатстве крестьян. Русский крепостной крестьянин предстал в произведении Тургенева в совершенно новом свете – как человек, сознающий свое достоинство. Это было совершенно ново для русской литературы. Именно поэтому Белинский так отозвался о «Записках охотника» внимание на доску, к уже звучавшим словам Белинского.
Домашнее задание: прочитать 2-3 очерка из «Записок охотника». Написать небольшую творческую работу, по одной из них (допускается также как объект осмысления рассказ, разобранный на уроке).
Если времени будет не хватать – урезать во времени обсуждение персонажей, сопровожденное цитацией. Тогда задать на дом вместо написания творческой составление сравнительной таблицы характеристики персонажей (по заданным параметрам: жилище, семья и т.д.) с интерпретацией, комментариями и выводами. Если класс еще не делал подобной работы раздать каждому распечатанный план анализа с примерами, где это необходимо.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.