Словесный художественный образ (Н.С. Валгина)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

внимание на моментах, связанных с восприятием его предметной сущности, соответствующей собственным интересам и потребностям личности творца ХТ. Чувственно являющийся мир для разных художников может повернуться разными сторонами. У одного более развиты слуховые образу. У другого – цветовые,  предметно-чувственное восприятие является гипертрафированным.

Например, поэтический язык А.Блока часто создается звуковыми ощущениями, поэзию М. Цветаевой питают цветовые образы, использование бытовых деталей помогает Есенину создать ряд конкретных образов.

Обязательно по несколько примеров на каждого автора

(стр. 123-124).

Разное видение рождает разную образную систему, увиденный образ мира воплощается в своеобразный образ стиля.  Индивидуальная образность может проявляться через усиление чувства цвета, звука и др.

Образность может создаваться далеко не образными средствами (например, у авторов со сдержанной манерой письма). Например, у Чехов в «Даме с собачкой» определение серый каждый раз используется в буквальном смысле серые глаза,  серое платье, серый забор, серая от пыли… Однако в контексте этот цвет приобретает особую значимость. создается образ будничности, неприметности, безысходности…

ХО – способ конкретно-чувственного воспроизведения действительности в соответствии с избранным эстетическим идеалом.

В образной системе наблюдается некоторая ступенчатость: последовательность в восхождении от конкретного смысла к отвлеченному и обобщенному:

- образ индикатор (использование прямого значения слова);

- образ- троп (переносное значение);

- образ – символ (обобщенное значение на базе частных переносных).

Например, у Чехова:  1) серый цвет; 2) образ обыкновенных простых людей; 3) образ неприметности, безысходности.

В.В. Виноградов писал:

В контексте всего произведения слова и выражения, находясь во взаимодействии, приобретают разнообразные дополнительные смысловые оттенки, воспринимаются в сложной и глубокой перспективе целого.

Стр. 126 перевод М.Ю. Лермонтова и Ф.И. Тютчева

Триаду образ-индикатор, образ- троп, образ-символ можно подкрепить теоретически, выявлением типа информации. Заключенной в этих образах – соответственно фактологическая, концептуальная и глубинная (подтекстная) информация. Высшая степень образности – символ.

Символ традиционный – устойчивый, одноплановый и однозначный ХО, закрепленный традицией употребления. Классические символы однозначны и не вызывают разночтений, например, олива – символ мира, радуга – символ надежды и др.

Классицисты использовали традиционные образы – символы. У романтиков появляются собственные.

Например, чтобы прочитать «Божественную комедию» необходимо знание условностей стиля. Авторы используют уже готовые образы. Рассчитывая на однозначность восприятия.

Индивидуальные образы

Индивидуальная символика может создаваться в рамках одного литературного произведения, может оказаться свойственной одному автору в определенных циклах произведений или пронизывать все его творчество. В любом случае это продукт авторского сознания и созерцания. Такие образы символы отражают авторское мироощущение. Они могут быть неожиданными, многослойными и многозначными.

Возможность разночтения, возможность градации по степени определенности-неопределенности отличает авторский символ от традиционного классического.

Авторский символ неоднороден. Он может, возникнув в определенном произведении, выйти за его пределы и продолжать жить самостоятельно. Но тогда он выносит из произведения единственно возможное содержание. Например, «Котлован» А. Платонова -  символ безнадежного строительства социализма на рыхлой почве…

Другой тип – это символы. Которые живут в своем собственном контексте, контексте данного произведения, данного автора. И выйдя за пределы произведения, такой символ исчезает…

Чаще всего такая символика возникает на базе обычных, безобразных

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Лингвистика
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
48 Kb
Скачали:
0