Текстообразующие возможности языковых единиц разных уровней

Страницы работы

7 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Лекция 4.

Текстообразующие возможности языковых единиц разных уровней.

1.  Текстообразующие возможности малых текстовых единиц.

2.  Тектообразующие возможности лексических единиц.

3.  Текстообразующие возможности предложения/высказывания.

4.  Текстообразующие возможности блока высказываний.

1. Рассматривая звукопись. Вы говорили о звуковых повторах: ассонанс (повторение гласных: И в суму его пустую, суют грамоту другую… А. Пушкин), аллитерация (повторение согласных: Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши… К. Бальмонт)).

Для текстоообразования важным является имитация звуковых особенностей явлений действительности, как подбором слов с однородными близкими звуками (2-ой пример), так и прямым звукоподражанием (О как, о как нам к вам, к вам, боги не гласить… А.П. Сумароков про лягушку).

Звуковой символизм -  создание такого звукоряда высказывания, который выражает задуманное автором впечатление, не звуковое. А любое другое из области чувств, представлений и переживаний…

Например, стихотворение А. Белого «Подражание Бодлеру» - отражение конфликта жестокого и яростного мира и личности  («Р» и сонорные):

О! Слушали ли вы Глухое рокотанье Меж пропастей тупых? И океан угроз Бессильно жалобных? И грозы мирозданья? Аккорды резкие Невыплаканных слез?

О! Знаете ли вы Пучину диссонансов, Раскрытую, как пасть, Между тернистых скал? И пляску бредную Уродливых кадансов? И тихо плачущий В безумстве идеал?

Развитие фоносемантики в 1980-е годы. (А.П. Журавлев), позже Ю.В. Казарин. На примере стихотворения «Воронеж».

Роль звуковых единиц особо велика в текстах, выполняющих функцию воздействия. О том, что звуковой аспект чрезвычайно значим для порождения текста говорит А.Ахматова в стихотворении «Творчество».

Морфема также обладает текстообразующими возможностями, хотя и является грамматически несамостоятельной языковой единицей. Особую значимость приобретает повтор морфем. Очень распространено у авангардистов (например, У И. Северянина и В. Хлебникова). Яркой иллюстрацией является стихотворение М. Цветаевой «Рас-стояния: версты, мили…» и префикс «рас»: расклеить, распаять, развести, растерять, рассорить, расслоить, расстроить, растерять, рассовать, разбить.

Рас-стояние: версты, мили... Нас рас-ставили, рас-садили, Чтобы тихо себя вели По двум разным концам земли. Рас-стояние: версты, дали... Нас расклеили, распаяли, В две руки развели, распяв, И не знали, что это - сплав Вдохновений и сухожилий... Не рассорили - рассорили, Расслоили...   Стена да ров. Расселили нас, как орлов- Заговорщиков: версты, дали... Не расстроили - растеряли. По трущобам земных широт Рассовали нас, как сирот. Который уж, ну который - март?! Разбили нас - как колоду карт!

2. Ключевая роль слов в тесте обусловлена тем, что лексический уровень в общей макроструктуре текста непосредственно связан с его предметно-логическим, тематическим, эмоциональным и образным уровнями.

Слово способно:

А) сообщить о денотате, называя и характеризуя его;

Б) отражать элемент микротемы и микротему;

В) воплощать элемент ситуации или ее фрагмент;

Г) быть эмотемой;

Д) создавать микрообраз.

Текстообразующие возможности слов связаны с его коммуникативным потенциалом. Коммуникативный потенциал – это закрепленная в сознании носителей языка благодаря ассоциативности мышления и имеющейся в обществе традиции употребления потенциальная способность слов прямо или косвенно соотноситься с определенными ситуациями общения. Передавая «квант» знания о явлениях реального мира или сознания и определенный прагматический заряд.

Возможность участвовать в коммуникации реализуется на основании ассоциативных связей слов: референтных, ситуативных, парадигматических, синтагматических, когнитивных, культурологических. Ассоциативное поле любого слова фокусирует прямо или косвенно его лингвистические параметры, отражает многообразие семантических, тематико-ситуативных и оценочно-прагматических связей, значимых в текстообразовании.

Ассоциаты позволяют судить о коммуникативных потенциях слова, сфере его использования и способности нести определенную информацию.

Анализ стихотвоерения М. Цветаевой «Я – страница твоему перу…». Ключевое слово бумага.

Я - страница твоему перу. Все приму. Я белая страница. Я - хранитель твоему добру: Возращу и возвращу сторицей. Я - деревня, черная земля. Ты мне - луч и дождевая влага. Ты - Господь и Господин, а я Чернозем - и белая бумага!

Кроме традиционных ассоциаций, имеются индивидуально авторские: белая бумага – чистота незапятнанность, творчество. Можно говорить и о бумагопоклонстве. Белая бумага как возможность рукописи (можно подробно почитать у Н. С. Болотновой).

Вывод: В процессе текстоообразования наблюдается ориентация

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Лингвистика
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
62 Kb
Скачали:
0