Сравнительный анализ комментариев/толкований на Евангелие от Марка, страница 4

Показательно также ярко выраженное протестантское отношение Баркли к Церкви и ереси: «Церковь – это царство, в котором могут быть представлены самые различные мнения и самые разные богословские направления. У нас же есть тенденция клеймить еретиком каждого, кто думает иначе чем мы» (С. 120). В другом месте: «Все пути, если человек достаточно долго и далеко следует им, ведут к Богу. Опасно, если человек или церковь думают, что они обладают монополией на спасение» (С. 243). Или: «Мы должны признавать не только право каждого человека думать самостоятельно, мы должны признать за ним право говорить то, что он считает нужным» (С. 244), «Никто не может осуждать веру или убеждения другого, если они делают его хорошим человеком» (С. 245). Вместе с тем, Баркли выступает за традицию Церкви: «Существует традиция Церкви, существует также концепция о том, что Церковь является хранительницей истины». И далее: «Римско-католическая Церковь считает, что человек только тогда может иметь Бога своим отцом, если его мать – Церковь, и это истина» (С. 342).

В целом, Баркли пишет в русле, если так можно выразиться, «протестантской традиции». С одной стороны, Баркли показывает, что для Марка Иисус был не «просто человеком среди людей, но Он был Богом среди людей, постоянно приводившим людей в изумление и в ужас Своими словами и делами». С другой стороны, у толкователя наблюдается явный «перекос» в христологии, когда он показывает стремление Марка изобразить «человечность Иисуса». Баркли говорит: «Именно в Евангелии от Марка дошёл до нас образ Иисуса с такими же чувствами, как и у нас. Чистая человечность Иисуса в изображении Марка делает Его более близким нам» (С. 8). В свою очередь, при таком подходе Иисус неизбежно превращается у Баркли в пример для подражания, что можно наблюдать в пояснениях Баркли к 2:13-14 на с. 55, к 3:22-27 на с. 83, к 6:30-34 на с. 167, к 6:53-56 на с. 173, к 8:1-10 на с. 196, 197, к 8:34 на с. 216, 14:27-31 на с. 369.

Ещё в качестве одного недостатка комментария/толкования Баркли можно упомянуть постоянное и неизбежное употребление толкователем протестантских «клеше»: «отдать своё сердце Иисусу», «принять решение в пользу христианства», «целиком и полностью вручить себя Христу», «широко открыть Ему дверь или захлопнуть её перед Ним», «жизненный баланс», «Бог – ревизор, Который придёт к каждому», «Христианство начинается с личного восприятия Христа, с чувства любви, с чувства, что лишь Он может дать нам нужное». Примеры этого встречаются в комментариях к 4:3-9 на с. 95, к 4:10-12 на с. 100, к 4:13-20 на с.103, 104, к 6:1-6 на с. 150, к 8:36-37 на с. 222, к 10:46-52 на с. 283.

Вывод. Комментарий/толкование Гарольда Э. Викке на Евангелие от Марка излагает, в целом, консервативную лютеранскую позицию. Его книгу можно признать удовлетворительной для широкого круга лютеранских читателей, особенно для приступающих к изучению Слова Божьего. Однако более глубокого понимания и академического знания Евангелия от марка работа Викке не даёт. Комментарий/толкование Уильяма Баркли пользы широкой читательской аудитории лютеран е принесёт, а только навредит, поскольку излагает откровенно протестантские взгляды.  Вместе с тем, книга Баркли была бы полезна для тех, кто хочет, во-первых, получить представление о протестантском толковании Евангелия от Марка, а, во-вторых, узнать более широкий историко-культурный, религиозный и географический контекст описанных в Евангелии событий.



[1] Викке, Гарольд Э. Евангелие от Марка. Новосибирск: Конфессиональная Евангелическая Лютеранская Церковь, 1996. 275 с.

[2] Баркли У. Толкование Евангелия от Марка. Б.м.: Всемирный союз баптистов, 1984. 406 с.