Сравнительный анализ комментариев/толкований на Евангелие от Марка, страница 2

Среди недостатков книги Викке следует отметить проскальзывающие у него некоторые либерально-протестантские взгляды. Например, весьма неожиданная трактовка встречается у него в толковании эпизода Господнего Крещения: деятельность Иоанна Крестителя он называет «сигналом для Иисуса» о том, что «настал час и для Него приступать к Его искупительному труду». Когда же Иисус вышел из воды после крещения, «Сам Бог указал на свою поддержку и одобрение поступка Иисуса» (С. 26). «Бог открыто избрал Иисуса для Его великой миссии. И тогда же Он, с Духом, пребывающим на Нём, был наделён силой для выполнения этой задачи» (С. 26-27). А чего стоит такая его фраза: Бог Отец «публично подтвердил, что не ошибся, возложив эту задачу на Иисуса» (С.27)?

Список подобного рода либерально-протестантских идей можно продолжать, но, пожалуй, ограничимся ещё двумя моментами. Во-первых, в пояснении к 1:35-39 Викке рассуждает о примере, который дал нам наш Господь, Который считал необходимым распространить Евангельскую весть: «Это напоминает о том, что мы тоже не должны скрывать Евангелие внутри себя, мы должны делиться им» (С.41). А в пояснении к 5:1-20 Викке говорит, что мы должны помочь нашим друзьям, родственникам, знакомым, соседям прийти ко Христу. «Они нуждаются в нашем посредничестве и нашем свидетельстве» (С. 90). Во-вторых, толкователь не разделяет традиционную церковную позицию относительно Приснодевства Марии: «Братья Иисуса были детьми Марии и Иосифа и родились после Иисуса. Утверждать, что Мария и Иосиф придерживались обета безбрачия после рождения Иисуса, значит, утверждать то, чему не учит Писание» (пояснение к 3:31-35 на с.72).

Ещё один недостаток, который следует назвать, – это то, что Викке не видит указания на Евхаристию в историях о насыщении пяти и четырёх тысяч. Вместо этого он акцентирует внимание на другом: Иисус по Своему обычаю начал трапезу с благословения, а значит и «мы не должны забывать о нём сегодня», вознося  благодарения всякий раз, когда получаем от Него то, в чём наше тело испытывает нужду?» (пояснения к 6:45-52 на с. 114, к 8:1-10 на с. 130). Вместе с тем, Викке разделяет консервативную лютеранскую позицию на установление Господом Таинства Причастия (пояснение к 14:12-26 на с. 230). Помимо этого, толкователь явно связывает отрывок 10:13-16, в котором описано, как к Иисусу приносили детей, с таинством крещения, что можно также причислить к достоинствам комментария/толкования Викке (С. 164).

В заключение можно отметить, что, в целом, комментарий/толкование Викке следует церковной лютеранской традиции. Среди «лютеранских маркеров», встречающихся у Викке, нужно выделить, например такие: «Мы можем заслужить Царство не более, чем это может ребёнок, даже младенец. Это – дар Божьей благодати» (пояснение к 10:13-16 на с. 165), «Вера не является результатом победы в споре, но Даром Божьим, который, однако, может быть отвергнут» (пояснение к 12:35-40 на с. 201). В пояснении к 16:15-18 Викке, рассуждая о таинстве крещения, указывает на то, что «сами мы не можем ни принять Христа, ни спастись. Сами мы можем только отвегнуть Христа. Веру и спасение дарует Христос» (С. 273).

Комментарий/толкование Уильяма Баркли. В общем предисловии к книге Баркли указано, что данный комментарий «имеет целью помочь верующим в изучении Библии. Он не должен, однако, заменить изучение Библии, но должен дополнить её изучение» (С. vi). Вместе с тем, роль Баркли, как толкователя Библии, предлагается рассматривать как «чисто человеческую», т.е. его слова противопоставляются Слову Божьему, но только в том смысле, что его слова – это всего лишь «полезные замечания и примечания, которые могут оказаться ошибочными и подлежать переоценке» (С. vii). Следует иметь в виду, что Баркли «жил в Шотландии, писал свои комментарии сперва для шотландских христиан и находился под влиянием кальвинистского богословия своей церкви» (С. vii). В целом, толкование Баркли «рассчитано на всех людей самых разных вероисповеданий, говорящих на русском языке во всём мире» (С. vii), т.е. на широкую читательскую аудиторию среди христиан.