Сравнительный анализ комментариев/толкований на Евангелие от Марка, страница 3

К несомненным достоинствам комментария/толкования Баркли относится приводимый в начале книги исагогический материал к Евангелию от Марка (С. 1-10). Впрочем, он признаёт приоритет Марка, считая Евангелие от Марка самым ранним из сохранившихся и дошедших до нас евангелий (С. 1, 3). Вместе с тем, толкователь разделяет традиционную точку зрения на датировку Евангелия от Марка и временем его написания считает 65 г. (С. 5).

Баркли приводит в своих пояснениях различного рода географические, культурно-исторические подробности, помогающие пониманию определённых отрывков Евангелия от Марка, а также постоянно обращается к иудейским религиозным обычаям и апокрифическим источникам иудейской литературы, что, несомненно, можно отнести к достоинствам толкования Баркли (например, пояснения к 4:35-41 на с. 125, к 5:18-20 на с. 133, к 5:25-29 на с. 138-139, к 6:16-29 на с. 160-165, к 7:24-30 на с. 189-190, к 8:27-30 на с. 209-214, к 14:1-2 на с. 348-351, 14:22-26 на с.364-367, 14:53, 55-65 на с. 377-378 и др.). Разъяснение значения некоторых греческих слов – также одна из положительных характеристик комментария/толкования Баркли (пояснения к 7:14-23 на с. 186-189, к 11:15-19 на с. 294-295).

Удачным решением представляется систематическое построение Баркли пояснений отрывков 13 главы Евангелия от Марка, в которой изложены различные темы и идеи «на языке и в системе образов, восходящих к Ветхому Завету и к апокалиптическим видениям дня Господа» (С. 332).

Однако, пожалуй, этим достоинства книги Баркли и ограничиваются. Недостатков у его комментария/толкования значительно больше.

При пояснении к 1:9-11 Баркли, помимо всего прочего, видит в Крещении Иисуса «момент принятия решения» (С. 20) и «момент утверждения в избранном решении» (С. 21), а в проповеди Иоанна Крестителя – «знак» Иисусу, что «наступил момент, когда Он должен отправиться на выполнение возложенной на Него задачи». При этом, по поводу «принятия решения», автор добавляет такие слова: «Принять решение – значит добиться успеха, отказаться принять решение или уклониться от него, значит потерпеть неудачу» (С. 20). При появлении Иоанна, по словам Баркли, Иисус знал, что момент наступил, и, поэтому Он должен был принять решение. «Назарет был мирной деревней, и дом был ему мил, но Он ответил на зов и на призыв Божий» (С. 21). Помимо этого, Крещение Господне Баркли рассматривает и в качестве выражения Иисусом Своего «единства с народом»: «Ему и правда не нужно было раскаиваться в грехах; но в народе наблюдалось движение к Богу и Он чувствовал необходимость принять участие в этом движении» (С. 21).

В ряду недостатков можно упомянуть и отношение Баркли к установлению Трапезы Господней всего лишь как к продемонстрированному Христом символу нашего спасения (пояснение к 14:22-26 на с. 363, 367). Как и следовало ожидать, Баркли не видит никакой связи между эпизодами с насыщением пяти и четырёх тысяч и Евхаристией (пояснение к 6:35-44 на с.169-171 и к 8:1-10 на с. 196-199). Несомненно, это недостаток комментария/толкования Баркли. Помимо этого, следует ещё упомянуть, что толкователь не связывает с таинством крещения отрывок 10:13-16, сводя всё к тому, что «Иисус любил детей, и дети любили Его. Он не мог быть суровым, мрачным, не испытывающим радости человеком. Он, должно быть, излучал доброту, легко улыбался и весело смеялся» (С. 260-261).