Внутренняя структура отрывка. Просьба матери сыновей Зеведеевых (ст. 20-23)

Страницы работы

Содержание работы

Мф. 20:20-28

Экзегетическая работа по курсу «Евангелие от Матфея»

1.  Перевод:

20 To,te prosh/lqen auvtw/| h` mh,thr tw/n ui`w/n Zebedai,ou meta. tw/n ui`w/n auvth/j proskunou/sa kai. aivtou/sa, ti avpV auvtou/.

Тогда подошла к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями её, кланяясь и прося чего-то у Него.

21 o` de. ei=pen auvth/|\ ti, qe,leij; le,gei auvtw/|\ eivpe. i[na kaqi,swsin ou-toi oi` du,o ui`oi, mou ei-j evk dexiw/n sou kai. ei-j evx euvwnu,mwn sou evn th/| basilei,a| sou.

Он же сказал ей: «Чего ты хочешь?». Она говорит Ему: «Скажи, чтобы сели сии два сына моих один справа от Тебя и один слева от Тебя в Царстве Твоём».

22 avpokriqei.j de. o` VIhsou/j ei=pen\ ouvk oi;date ti, aivtei/sqe. du,nasqe piei/n to. poth,rion o] evgw. me,llw pi,nein; le,gousin auvtw/|\ duna,meqa.

Ответив же, Иисус сказал: «Вы не знаете, чего просите. Можете [ли] испить чашу, которую Я намериваюсь пить?». Они говорят Ему: «Можем».

23 le,gei auvtoi/j\ to. me.n poth,rio,n mou pi,esqe( to. de. kaqi,sai evk dexiw/n mou kai. evx euvwnu,mwn ouvk e;stin evmo.n [tou/to] dou/nai( avllV oi-j h`toi,mastai u`po. tou/ patro,j mou.

Он говорит им: «Чашу Мою вы будете пить, однако же дать сесть справа от Меня и слева от Меня не есть Моё, но которым уготовано Отцом Моим».

24 Kai. avkou,santej oi` de,ka hvgana,kthsan peri. tw/n du,o avdelfw/n.

И, услышав, десять вознегодовали на двух братьев.

25 o` de. VIhsou/j proskalesa,menoj auvtou.j ei=pen\ oi;date o[ti oi` a;rcontej tw/n evqnw/n katakurieu,ousin auvtw/n kai. oi` mega,loi katexousia,zousin auvtw/n.

Иисус же, подозвав их, сказал: «Вы знаете, что правители народов [язычников] господствуют над ними и большие властвуют над ними.

26 ouvc ou[twj e;stai evn u`mi/n( avllV o]j eva.n qe,lh| evn u`mi/n me,gaj gene,sqai e;stai u`mw/n dia,konoj(

Не так будет у вас, но который если захочет у вас большим стать, будет вашим слугой [служителем],

27 kai. o]j a'n qe,lh| evn u`mi/n ei=nai prw/toj e;stai u`mw/n dou/loj\

и который если захочет у вас быть первым, будет вашим рабом;

28 w[sper o` ui`o.j tou/ avnqrw,pou ouvk h=lqen diakonhqh/nai avlla. diakonh/sai kai. dou/nai th.n yuch.n auvtou/ lu,tron avnti. pollw/n.

подобно тому, как Сын Человеческий не пришёл, чтобы быть обслуженным, но послужить и отдать душу Свою [во] искупление за многих».

2.  Структура.

Внутренняя структура данного отрывка может быть представлена следующим образом:

1)  Просьба матери сыновей Зеведеевых (ст. 20-23): а) Иаков и Иоанн через свою мать обращаются к Иисусу, желая получить предвкушаемые ими блага от Царства Иисуса, разделить с Ним славу и, быть может, власть. Данная просьба следует за предсказанием Иисуса о Своих страданиях, смерти и воскресении, что свидетельствует о неправильном понимании (или вообще непонимании) учениками мессианства Иисуса (ст. 20-21). Об этом же говорит данный учениками незамедлительно и решительно утвердительный ответ на вопрос Иисуса о том, могут ли они пить ту чашу, которую Он будет пить (ст. 22); б) ответ Иисуса как указание ученикам на это их непонимание / неправильное понимание Его слов, а также на неверное представление учеников о Его Царстве: Христу действительно предстояло воцарение, но в качестве трона Ему был уготован крест («богословие креста» vs «богословие славы»). Далее Матфей приводит слова Христа, выражающие «богословие чаши»: Иисус говорит о чаше суда и гнева Божьего, которая будет излита на Него на кресте (ст. 22-23). Иисус даёт понять ученикам, что все они (а, в узком смысле, ответ относится к Иакову и Иоанну) так же, как и Он, будут пить Его чашу, что отсылает нас к  «богословию креста». Между питием чаши Иисусом и питием чаши Его учениками есть большая разница: только страдания и смерть Христа носят искупительный характер («за многих»), только Он испил на кресте всю чашу гнева Божьего за грехи всего человечества. Ученики же Его лишь последуют за Учителем, подвергаясь гонениям, страданиям и смерти, но чаша гнева Божьего на них уже не изольётся. Ученики Христовы будут пить чашу милости и благодати, но также неизбежно они будут нести свой крест.

2)  Реакция «десяти» на просьбу сыновей Зеведеевых (ст. 24). На первый взгляд может показаться, что «десять» находятся в справедливом негодовании на сыновей Зеведеевых за их столь дерзкую, безрассудную и неуместную просьбу. Но здесь все ученики «хороши»: они такие же, как и сыновья Зеведеевы, они не хотят уступать друг другу, все они хотят воспользоваться привилегией быть первыми в грядущем Царстве Христовом. «Десять» боятся быть обойдёнными Иаковом и Иоанном, поэтому и возмущены их поступком.

3)  Иисус объясняет ученикам смысл и значение подлинного служения (ст.25-28). Здесь наблюдается противопоставление между Христом и властью язычников. Но в более широком контексте Иисус противопоставляет Себя вообще власти человеческой. По сути, в этих стихах напрямую говорится о том, для чего Христос пришёл к людям. Смысл служения Сына Человеческого заключается в принесении Им Себя в жертву умилостивления Отцу, причём в качестве заместительной жертвы за грехи всех людей, «во искупление за многих». Именно в смысле «всех людей» используется слово «многие»: «многие» = «все».

3.  Грамматика.

4.  Слова Мф.

5.  Контекст.

6.  Темы Мф. В данном отрывке раскрыты следующие основные темы, свойственные Евангелию от Матфея в целом:

1)  Главным образом это христология. Отрывок полностью христоцентричен: здесь представлены предвечное бытие, земная жизнь и смерть, служение Иисуса Христа и искупление Им всех людей, которые задают тон остальным темам Евангелия от Матфея.

2)  Возможно и не напрямую, но нашла место в этом отрывке и тема Евхаристии. Говоря о «чаше» Иисус, конечно, имеет в виду «чашу суда и гнева Божьего» в отношении к Себе и несение каждым из Его учеников своего креста вслед за Учителем, но, как было отмечено выше, Он вместе с тем подразумевал и питие учениками «чаши милости и благодати», т.е. чаши Евхаристии. Впрочем, акцент на «чаше Евхаристии» никоим образом не исключает евхаристического хлеба: там, где Кровь Христа, там и Его Тело.

3)  Священное служение.

4)  Миссия.

5)  Эсхатология?

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Домашние задания
Размер файла:
39 Kb
Скачали:
0