3. Средства диагностики состояния рельсовой колеи
3.1. Путеизмерительные шаблоны и тележки
Для текущего контроля за размерами рельсовой колеи используются путеизмерительные шаблоны и тележки. Они измеряют ширину колеи (шаблон) и возвышение одного рельса над другим (уровень) без нагрузки.
Путевой шаблон – переносной измерительный прибор точечного действия.
Шаблон ЦУП-2 имеет трубу с двумя упорами: неподвижным и подвижным, соединенным тягой, проходящей внутри трубы. Этот упор прижимается к внутренней стороне головки рельса пружиной. Перемещение этого подвижного упора отмечается на шкале механизма шаблона, показывающей ширину колеи в мм. Положение рельсовых нитей в вертикальной плоскости измеряется механизмом уровня, который состоит из уровня, один конец которого шарнирно закреплён на трубе, другой конец прикреплён к винту с лимбом. Вращая винт, пузырёк уровня устанавливается в среднее положение и по показаниям лимба определяется разница в положении рельсовых нитей.
Пределы измерения:
ширины колеи 1510-1550 мм; уровня 0-160 мм. Точность измерения 1 мм.
Путеизмерительная тележка не только непрерывно измеряет ширину колеи и уровень, но и записывает эти параметры на бумажную ленту. Она перемещается вручную со скоростью до 5 км/ч, регистрирует состояние пути без силового воздействия. Тележки бывают трех- и четырёхколёсные. У трёхколёсных искажается масштаб продольной записи. Тележки бывают с механической и электрической системой записи измеряемых величин. На железных дорогах и метрополитене для измерения ширины колеи и превышения одного рельса над другим применяются путеизмерительные тележки ПТ-2, ПТ-7,ПТ-8.
Общим признаком всех
путеизмерительных тележек является то, что их колёса закреплены с возможностью
перемежения перпендикулярно оси пути в диапазоне от 1510 до 1550 мм (ПТ-2) или
от 1505 до 1560 мм (ПТ-7, ПТ-8) и подпружинены. Это позволяет использовать
колёса для измерения ширины колеи. Тележка ПТ-2 состоит из трубчатой рамы с
колёсами, на которой установлен самописец и тяжёлый маятник. Колёса и маятник
при помощи рычажных и клиновых передач связаны с перьями самописца. Протяжка
бумажной ленты осуществляется от одного из колёс при помощи зубчато-карданной
передачи. Масса тележки более 38 кг. Масса путеизмерительной тележки играет
важную роль, так как при приближении поезда её снимают с пути. В тележке ПТ-7
учтены недостатки ПТ-2. Её масса уменьшена до 18 кг; применены современные
датчики и электронные элементы; чернильная запись заменена
ударно-копировальной, что позволяет эксплуатировать тележку при температуре С; увеличен диапазон измерения ширины колеи
для контроля путей промышленных предприятий. Конструкция и измерительная схема
путеизмерительной тележки ПТ-8 унифицированы с тележкой ПТ-7, а их
характеристики одинаковы. Отличие – отсутствие регистратора, т.е. нет записи
измеряемых параметров на бумагу. Вместо него установлен блок индикации, у
которого на лицевую панель выведены два микроамперметра. Их шкалы
отградуированы: одна – в мм ширины колеи, другая – в мм превышения одного
рельса над другим. Недостатком тележки ПТ-8 можно считать отсутствие записи
измеряемых параметров. Преимущества: малая масса (14,5 кг) и простота обращения
в процессе эксплуатации. Тележки ПТ-8 нашли широкое применение для оперативного
контроля станционных и подъездных путей.
3.2. Вагон-путеизмеритель ЦНИИ-2
Вагон-путеизмеритель предназначен для систематического сплошного механизированного контроля рельсового пути под динамической нагрузкой 176,6 кН. Он состоит из цельнометаллического вагона, в котором размещены аппаратная, мастерская, купе для расшифровки ленты и отдыха, а также
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.