оптимальными по условию получения наибольшего учебного эффекта. Слишком простая задача не предоставит возможности для полезного вовлечения в работу всех сил студента и не возбудит его активность; излишне сложная задача может оказаться недоступной для него и вынудит лишь к поверхностному пассивному исполнению порученных работ.
При формировании тематики рекомендуется учитывать инициативные предложения студентов - изучение отдельных вопросов, заинтересовавших студентов во время производственной практики, апробирование предполагаемых изобретений, продолжение работ, начатых ранее в СНО и др.
Любые темы по объему и методике должны быть запланированы так, чтобы они могли быть успешно завершены в отведенное по графику время и в реальных условиях материальных возможностей учебных и научно-исследовательских лабораторий кафедры.
4.3. Организация и проведение учебно-исследовательской работы
УИРС проводится в течение седьмого семестра. На ее выполнение планируется 65часов самостоятельной работы студентов.
Непосредственное научное руководство УИРС возлагается на профессорско-преподавательский состав кафедры (в качестве основной учебной нагрузки); возможно также привлечение аспирантов и научных сотрудников. Организационные вопросы выполнения УИРС на кафедре решаются по поручению заведующего кафедрой одним из сотрудников кафедры.
К началу седьмого семестра научные руководители должны подготовить темы и задания на УИРС, которые доводятся до сведения студентов в начале седьмого семестра.
Для работы над каждой темой формируется бригада в составе 2-3 студентов (с учетом их пожеланий). Предпочтителен состав из студентов с различным уровнем подготовленности.
Затем научные руководители УИРС встречаются со своими бригадами, вручают студентам бригады задания по темам и обсуждают с ними общие вопросы выполнения научно-исследовательской работы (НИР).
Вопросы планирования и методики проведения научно-исследовательских работ систематизированно излагаются в цикле "Методология научных исследований". Для обеспечения единой педагогической системы в работах по бригадам научные руководители должны обстоятельно знать содержание этого цикла лекций.
Со второй недели седьмого семестра начинается непосредственное выполнение НИР. Экспериментальные работы в начале ведутся при прямом участии научного руководителя с привлечением (по необходимости) лаборантов. По мере освоения оборудования, измерительной техники и безопасных методов работы студенты могут продолжать работу самостоятельно. Условием для этого является проведение инструктажа по технике безопасности.
При выполнении УИРС следует избегать как излишне жесткой регламентации в действиях студентов, так и представления им излишней самостоятельности.
В конце седьмого семестра подводятся первые итоги выполнения УИРС. Как правило студенты докладывают результаты НИР на ежегодных студенческих конференциях, затем получают зачет.
В седьмом семестре УИРС должна быть завершена составлением отчета.
4.4. Содержание и оформление отчета
Написание отчета является конечной целью УИРС. Объем отчета 40...60 рукописных страниц. Отчет составляется членами бригады коллегиально. Руководитель должен проконтролировать равномерность доли участия каждого студента в составлении отчета. Отчет пишется в одном экземпляре. По рекомендации руководителя он может также печататься в нескольких экземплярах.
Отчет по НИР необходимо оформлять в соответствии с ГОСТ 2.105-95. Он должен содержать титульный лист, список исполнителей, аннотацию, основную часть, заключение, список литературы и приложения. Отчеты по УИРС хранятся на кафедре на правах курсовых проектов.
4.5. Защита законченной работы
Защита работ, недоложенных на студенческой конференции, принимается научными руководителями не позднее двенадцатой
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.