Методические указания к изучению дисциплины "Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях"

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Белорусский государственный университет информатики

и радиоэлектроники»

Кафедра инженерной психологии и эргономики

,

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к изучению дисциплины «Защита населения

и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях.

Радиационная безопасность»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

к изучению дисциплины для студентов всех специальностей

дистанционной формы обучения БГУИР

Минск 2005

Методические указания

к изучению дисциплины «Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность»

Как в мирное, так и в военное время могут происходить события, которые носят чрезвычайный характер. Чрезвычайные события – это события, заключающиеся в отклонении протекающих процессов или явлений от норм и вызывающие отрицательное воздействие на жизнедеятельность людей, функционирование экономики, социальную сферу, природную среду. Совокупность чрезвычайных событий и условий, сложившихся на данной территории, называется чрезвычайной ситуацией. Примером глобальной чрезвычайной ситуации в 1986 г. явилась катастрофа на Чернобыльской атомной электростанции. В октябре 2005 г. в Пакистане, Индии и Афганистане произошло землетрясение, в результате которого погибли десятки тысяч человек.

В связи с этим, важное социальное и экономическое значение имеет работа, направленная на проведение комплекса мероприятий по прогнозированию и предупреждению чрезвычайных ситуаций, а при их возникновении – по ориентированию населения на правильное поведение и действия в сложившейся ситуации. Правильное поведение и действия в этих условиях возможно только при хороших знаниях теоретических основ явлений, вызывающих чрезвычайные ситуации. В связи с этим требуется подготовка населения к самостоятельным действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Отсюда основной целью изучения дисциплины является приобретение населением теоретических знаний и практических навыков, необходимых для выполнения своих профессиональных обязанностей и гражданского долга в условиях возможных чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время.

Материал дисциплины состоит из двух разделов: «Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях» и «Радиационная безопасность». Основной литературой для изучения теоретического материала дисциплины являются учебные пособия, название которых совпадает с наименованием разделов.

Кроме того, рекомендуется использовать конспект лекций и тесты (вопросы) по дисциплине.

Для изучения материала программой выделено 32 часа учебного времени. Изучение материала проводится на лекциях. Распределение материала по лекциям содержится в разделе 5 «Учебно-методическая карта дисциплины» рабочей программы.

На одной лекции рассматривается 2-3 вопроса. Содержание материала каждой лекции в краткой форме изложено в конспекте. В конце каждой лекции имеется перечень вопросов и приведена рекомендуемая литература. Для углубления знаний материала следует использовать основную литературу.

Изучая лекционный материал, можно не запоминать математические выражения. Важно знать сущность той или другой формулы. Например, изучая процессы взаимодействия бета-частиц с атомными электронами вещества необязательно знать выражение

Достаточно знать, что этим выражением оцениваются ионизационные потери, т.е. потери кинетической энергии бета-частицей на отрезке пути. Эти потери, зависят от кинетической энергии и скорости движения бета-частицы, а также концентрации атомных электронов в веществе.

Для проверки усвояемости изученного материала рекомендуется использовать тесты (вопросы) по изученной теме. Методика использования тестов изложена в разделе ВВЕДЕНИЕ к тестам. После ответов на вопросы можно произвести самоконтроль, используя ответы по тестам. Если материал изученной темы усвоен неудовлетворительно, не рекомендуется изучать очередную тему, так как материал тем тесно увязан между собой.

Для углубления знаний лекционного материала и его практического применения программой предусмотрены практические

Похожие материалы

Информация о работе