![]()

Находим коэффициент торцевого перекрытия


удельная окружная сила, Н/мм

где КНa- коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубъями при расчете на контакную выносливость поверхностей зубъев определяем по ГОСТ –21354-75, КНa=1,08
КНb - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца определяем по ГОСТ –21354-75, КНb =1,025
КНV - коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении при расчете на контакную выносливость поверхностей зубъев.

где WHV – удельная окружная динамическая нагрузка, Н/мм,

где dН – коэффициент учитывающий влияние вида зубчатой передачи определяется по таблице, dН = 0,004
g0 - коэффициент учитывающий влияние разности шагов в зацеплении шестерни и колеса по ГОСТ – 21354-75, g0 =47
Н/мм

Н/мм
МПа
, что меньше чем
МПа
Þ контакная прочность обеспечена.
6. Проверка передачи на изгибную прочность

где Yb -коэффициент, учитывающий наклон
зуба, для шевронной передачи находится по формуле: 
Ye - коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев, для шевронных колес Ye=1
YF -
коэффициент, учитывающий форму зуба находят по таблице и в зависимости от
эквивалентного числа зубьев ![]()

По эквивалентному числу зубьев 30 находим YF1 = 3,55 и по эквивалентному числу зубьев 55 - YF2 =3,78.
Расчет следует выполнять для
того зубчатого колеса у которого меньше отношение ![]()

расчет проводим по колесу.
Находим ![]()
КFa- коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между
зубъями, для косозубых колес с
коэффициент КFa определяется по формуле

где s- степень точности передачи по нормам контакта (ГОСТ-1643-72)
КFb - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца определяем по ГОСТ –21354-75, КFb =a× КHb =1,1×1,025= 1,13
КFV - коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении

![]()
Н/мм
![]()
МПа, что меньше чем
Мпа
Þ условие прочности выполнено.

Сводная таблица основных параметров передачи
|
Т1 =146 Нм |
uф = 1,81 |
h=6,75мм |
|
|
Т2 = 260 Нм |
y = 0 |
V=11 м/с |
|
|
u = 1,8 |
Dy = 0 |
Ft = 4102 H |
|
|
|
dw1=d1= 71,1872 мм |
FR = 1493 H |
|
|
z1= 21 |
dw2=d2= 128,815 мм |
Fx = 2158 H |
|
|
z2= 38 |
dа1= 78,987 мм |
sН = 649 МПа |
[sН] = 712 МПа |
|
m = 3 мм |
dа2= 133,015 мм |
sF1 =127 МПа |
[sF1] = 286 МПа |
|
X1 = 0,3 |
df1= 65,487 мм |
sF2 =135 МПа |
[sF2] = 286 МПа |
|
X2 = -0,3 |
df2= 119,515 мм |
||
|
XS = 0 |
bw=38мм |
Расчет выходного вала на прочность, подбор подшипников и шпонок.
1. Ориентировочное определение диаметра выходного вала
мм
Н/мм2 – условное
допускаемое напряжение на кручение
- означает диаметр вала под
колесом, согласовав
с ГОСТ –6636-69 обозначаем
этот диаметр как
= 40 мм
- диаметр переходного
участка вала,
= 38 мм.
- диаметр цапфы вала,
=35 мм
Находим расстояние между опорами вала
![]()
где В – ширина подшипника (подшипник выбираем предварительно, для шевронной передачи берем подшипник 42307)
LСТ – длина ступицы, LСТ = 1,2
=1,2×40 = 48 мм, принимаем по ГОСТ
–6636-69, LСТ = 50 мм
D -конструктивный зазор, для двигателя Р> 40 кВт, D=24 мм.
мм, принимаем по ГОСТ
–6636-69, L = 120 мм
Находим длину консоли вала
мм,
принимаем по ГОСТ –6636-69, lX = 60 мм
2. Определение опорных реакций
Опорные реакции в вертикальной плоскости.
![]()

где
- расстояние от середины
ступицы до середины подшипника (размер снимается с чертежа)
![]()
![]()

Проверка: 
Опорные реакции в горизонтальной плоскости.


где
- расстояние между
серединой подшипника и серединой хвостовика вала (размер снимается с чертежа)
FM – неуравновешенная составляющая
усилия, передаваемого муфтой: ![]()
Проверка: 
Находим изгибающие моменты в горизонтальной плоскости:

Находим изгибающие моменты в вертикальной плоскости:

![]()
Разница между
и М
составляет больше 15% следовательно опасное сечение получается там, где
посажена шестерня.
3. Проверка вала на статическую и усталостную прочность.
Находим напряжение изгиба для опасного сечения.

где для сечения со шпоночной канавкой момент сопротивления
находится по формуле: 
Для вала d = 40 мм, по ГОСТ 8788-68 ширина канавки b =12 мм, глубина канавки t=5 мм

Определяем напряжения кручения для опасного сечения.

![]()
Определим запас статической прочности

![]()
Т.к. мощность нашего двигателя Р> 40 кВт то берем сталь 40Х.
Характеристики стали:
для
поверхностной закалки
Находим эффективные коэффициенты концентрации напряжений (шпоночная канавка) для стали 45Х с пределом прочности более 700 Н/мм2
![]()
Находим масштабные факторы для вала d = 40 мм
![]()
Находим коэффициенты, учитывающие влияние постоянной составляющей цикла для легированных сталей
![]()
Находим коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям изгиба

![]()
Находим коэффициент запаса прочности по напряжениям кручения


Находим общий расчетный запас выносливости

4. Выбор подшипников
Для расчета выбираем подшипник 42307
Эквивалентная динамическая нагрузка на подшипник
![]()
Для шевронных колес![]()
где КБ –коэффициент безопасности, КБ =1,3
КТ – коэффициент температуры вводимый в расчет когда t >100 C° , до t =100 C° КТ =1
Х – коэффициент радиальной нагрузки принимается в зависимости от типа подшипника, Х =1
V – кинематический коэффициент вращения, V =1
![]()
![]()
![]()
![]()
Определим долговечность выбираемого подшипника

Находим ресурс работы нашего подшипника

Определяем динамическую грузоподьемность
![]()
С<CКАТ Þ подшипник нам подходит
5. Расчет призматической шпонки: ![]()

![]()
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.