Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г. В. Плеханова
(технический университет)
Кафедра КГМ и ТМ
Расчетно – графическая работа по деталям машин № 2.
Расчеты передачи и проектирование выходного вала в сборе.
Выполнил: студент гр. ГМ 97-1 /Коломейцев С.В./
(подпись)
ОЦЕНКА:
Дата:
ПРОВЕРИЛ: доцент Кузнецов. Е. С.
(должность) (подпись) (Ф.И.О.)
Санкт - Петербург
2000
Порядок выполнения работы:
1. Выполнить прочносной и геометрический расчет зубчатой передачи указанного вида с определением усилия действующих в зацеплении.
2. Расчитать выходной вал на прочность, подобрать для него подшипники и шпонки.
3. Выполнить сборочный чертеж выходного вала со спецификацией.
Исходные данные:
№ |
тип приводного двигателя (Р/n) |
передаточное число |
рекоменд. вид Т.О. зубчатых колес |
вид линии зуба колес и их расположение относит. опор |
степень точности |
ресурс работы (ч.) |
15 |
4А200L2 45/2945 |
1,80 |
Объемная закалка |
Шевронная Симметричная |
7 |
11000 |
Схема редуктора с симметричным расположением колес.
1- электро двигатель; 2- муфта соединительная; 3- передача в закрытом корпусе в маслянной ванне; 4- быстроходный (входной) вал; 5- тихоходный выходной вал.
Прочносной и геометрический расчет зубчатой передачи с определением усилия действующих в зацеплении.
1.Определение крутящего момента и частоты вращения.
Момент на быстроходном валу:
Момент на тихоходном валу:
Частота вращения тихоходного вала:
об/мин.
где u-передаточное отношение передачи, nДВ- частота вращения двигателя.
Находим угловые скорости вращения валов:
рад/с.
рад/с.
2. Так как материал для шестерни и для зубчатого колеса не заданы, их следует выбрать исходя из вида Т.О.
Для шестерни и колеса выбираем сталь 40Х с твердостью HRc1=HRc2 = 40
Определяем допускаемое контакное напряжение [s]H:
где- предел контакной выносливости соответствующий базовому числу циклов испытаний (определяется по таблице), SH- коэффициент безопасности при расчете на контакную прочность, КHL-коэффициент долговечности, вычисляется в зависимости от условий работы передачи и заданного срока службы.
МПа
SH = 1,1 для О.З.
где NH0 –базовое число циклов, являющееся функцией твердости рабочих поверхностей зубъев (опред по графику, при равных твердостях NH01= NH02 ), NH0=50×106, NHЕ- эквивалентное число циклов напряжения.
где lh-ресурс работы.
Если NH0<, NHЕ то КHL-можно принять равным единицеÞ КHL=1
МПа
т.к. NH0<, NHЕ то Þ КHL=1
МПа
Для косозубых колес МПа.
Определяем допускаемое напряжение изгиба [s]F:
где предел изгибной выносливости при базовом числе циклов,зависит от марки материала и вида т.о. выбирается по таблице =500 МПа,SF – коэффициент безопасности,SF =1,75 для штампованных колес; КFL –коэффициент долговечности рассчитывается с учетом базового числа нагружения NF0 (для стали NF0=4×106), эквивалентного числа циклов NFЕ и некоторых параметров, характеризующих материал и вид обработки зубчатых колес; KFC –коэффициент учитывающий двухстороннее приложение нагрузки, для нереверсивной работы KFC=1.
где mF – показатель корня, при HB>350 значение mF=9,0; NFe – эквивалентное число циклов нагружения при постоянной нагрузке.
Mпа;
Mпа;
Для косозубых колес МПа.
3. Определение основного параметра передачи по критерию контакной выносливости.
где Ка –числовой коэффициент, для шевронных колес Ка=430, ybа- коэффициент ширины колеса.
для 7 степени точности при b¹0°,.
мм
По ГОСТ-2185-81 выбираем мм
мм
принимаем по СТ СЭВ 267-76 мм
-угол наклона зуба на делительной окружности колеса.
Определяем фактическое передаточное число и погрешность
Уточнение угла наклона линии зуба
Расчитываем геометрические параметры передач:
Диаметры окружностей вершин, мм;
где -коэффициент высоты головки; для исходного контура по ГОСТ 13755-68 .
Х1 и Х2 –коэффициенты смещения исходного контура шестерни и колеса, для шевронных колес Х1 = 0,3; Х2 =-0,3;
-коэффициент уравнительного смещения:,
коэффициент суммы смещений:
коэффициент воспринимаемого смещения: ,
делительное межосевое расстояние: ,
Þ,
тогда и
мм,
мм.
Находим диаметры окружностей впадин.
где -коэффициент радиального зазора, для исходного контура по ГОСТ 13755-68 =0,25
мм,
мм;
Находим начальные диаметр зубчатых колес.
мм
мм
Находим угол зацепления передач.
Находим ширину колеса по формуле:мм, и округляем по ГОСТ 6636-69, тогда мм.
Ширина шестерни находится по формуле: мм.
4. Определение усилия и скорости в зацеплении.
м/с = 11м/с
Находим окружную силу по формуле:
Н,
Находим радиальную и осевую силу по формулам
Н,
Н,
5. Проверка передачи на контакную выносливость
Находим расчетное контакное напряжение
где ZM – коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопряженных зубчатых колес, для стальных зубчатых колес ZM =275 (Н/мм2)(1/2).
ZН – коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубъев и находится по формуле:
Ze – коэффициент, учитывающий суммарную длину контакных линий, для косозубых при условии что коэффициент осевого перекрытия передачи
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.