Особенности:
1. Кривая спроса монополиста совпадает с кривой спроса отрасли
Р
Q
2. Т.к. предлагаемый товар уникален, то покупатели должны покупать его у монополиста или обходиться без него. Затраты на рекламу не нужны
3. Монополист осуществляет значительный контроль над ценой (Р) и V продаж (Q)
4. Вступление в отрасль другим фирмам заблокировано
Виды барьеров для вступления в отрасль:
1. Экономия от масштабов производства (в некоторых отраслях достигаются только при больших V выпуска (машиностроение)).
Мелкие фирмы будут неэфективны, т.к. не смогут конкурировать.
2. Существование естественных монополий (энергия, газ, метро, «Белтелеком»). Эта деятельность успешна только тогда, когда 1 фирма обслуживает весь рынок. Чем больше потребителей обслуживет фирма, тем меньше издержки на использование продукции.
Присутствие нескольких поставщиков разделило бы рынок и сократило продажи каждого конкурента и сделало бы рынок не рентабельным.
3. Патенты и лицензии (Патенты обеспечивают изобретателя монопольным положением на время действия патента).
Госудорство, выдавая лицензии на определенный вид деятельности (производство алкоголя)
4. Собственность на сырье (фирмаконтролирующее сырье, котороя является необходимым в процессе производства , также препятствует появлению новых фирм в отрасли)
5. Ценовая война (когда у монополиста много денег, он может вести ценовую войну длительное время, пока другие фирмы не разоряться)
Типы монополий:
1. Естественная монополия
2. Закрытая монополия (фирма защищена от конкурентов с помощью юридических ограничений (лицензии, патенты)).
3. Открытая монополия (1 фирма является единственным поставщиком, но не имеет специальной защиты от конкурентов (фирма с новой продукцией).
4. Простая монополия (фирма продает свой товар всем по 1 цене)
5. Дискриминирующая монополия (фирма продает товар разным покупателям по разным ценам)
II
Цель монополиста – максимизация общей прибыли. Но если монополист установит очень высокую цену, то величина спроса снизится, следовательно выручка уменьшится, т.е. высокая ценя не выгодна. Чтобы увеличить V продаж нужно снизить цену до уровня максимальной прибыли.
Q |
P |
TR |
MR |
0 |
6 |
0 |
- |
1 |
5 |
5 |
5 |
2 |
4 |
8 |
3 |
3 |
3 |
9 |
1 |
4 |
2 |
8 |
-1 |
5 |
1 |
5 |
-3 |
6 |
0 |
0 |
-5 |
Монополист всегда будет работать только на эластичном отрезке криивой спроса.
Q
Чтобы найти общую прибыль, монополист сравнивает выручку (TR) с затратами (TC). Прибыль максимальна там, где растояние между TR и TC:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.