Издержки производства. Правовые и экономические основы предпринимательской деятельности, страница 7

Особенности:

1.  Кривая спроса монополиста совпадает с кривой спроса отрасли

Р

                                                                                                                                                     Q

2.  Т.к. предлагаемый товар уникален, то покупатели должны покупать его у монополиста или обходиться без него. Затраты на рекламу не нужны

3.  Монополист осуществляет значительный контроль над ценой (Р) и V продаж (Q)

4.  Вступление в отрасль другим фирмам заблокировано

Виды барьеров для вступления в отрасль:

1.  Экономия от масштабов производства (в некоторых отраслях достигаются только при больших V выпуска (машиностроение)).

Мелкие фирмы будут неэфективны, т.к. не смогут конкурировать.

2.  Существование естественных монополий (энергия, газ, метро, «Белтелеком»). Эта деятельность успешна только тогда, когда 1 фирма обслуживает весь рынок. Чем больше потребителей обслуживет фирма, тем меньше издержки на использование продукции.

Присутствие нескольких поставщиков разделило бы рынок и сократило продажи каждого конкурента и сделало бы рынок не рентабельным.

3.  Патенты и лицензии (Патенты обеспечивают изобретателя монопольным положением на время действия патента).

Госудорство, выдавая лицензии на определенный вид деятельности (производство алкоголя)

4.  Собственность на сырье (фирмаконтролирующее сырье, котороя является необходимым в процессе производства , также препятствует появлению новых фирм в отрасли)

5.  Ценовая война (когда у монополиста много денег, он может вести ценовую войну длительное время, пока другие фирмы не разоряться)

Типы монополий:

1.  Естественная монополия

2.  Закрытая монополия (фирма защищена от конкурентов с помощью юридических ограничений (лицензии, патенты)).

3.  Открытая монополия (1 фирма является единственным поставщиком, но не имеет специальной защиты от конкурентов (фирма с новой продукцией).

4.  Простая монополия (фирма продает свой товар всем по 1 цене)

5.  Дискриминирующая монополия (фирма продает товар разным покупателям по разным ценам)

II

Цель монополиста – максимизация общей прибыли. Но если монополист установит очень высокую цену, то величина спроса снизится, следовательно выручка уменьшится, т.е. высокая ценя не выгодна. Чтобы увеличить V продаж нужно снизить цену до уровня максимальной прибыли.

Q

P

TR

MR

0

6

0

-

1

5

5

5

2

4

8

3

3

3

9

1

4

2

8

-1

5

1

5

-3

6

0

0

-5

Монополист всегда будет работать только на эластичном отрезке криивой спроса.

 


                                                                                                                                   Q

 


Чтобы найти общую прибыль, монополист сравнивает выручку (TR) с затратами (TC). Прибыль максимальна там, где растояние между TR и TC: