Питейный сервис в России начала 20 века. Качество и сорта водки. Качество винных изделий. Винная реклама и ресторанные правила, страница 3

Особое внимание рекламодатели уделяли о лечебных качествах вин. В то время на этикетках предупреждения о вреде алкоголя еще не было. Многочисленные рекламные проспекты вин выходили накануне Пасхи, хотя Пасха была православная, а производители вин – чаще всего католики. Например, на этикетке реймского вина «ирруа» помещали следующие сведения: «единственное натуральное (без сладости), разрешенное медицинскими авторитетами диабетикам, подагрикам и прочее».

Виноторговля в начале 20 в. проводилась повсеместно в аптекарских магазинах. Именно аптекари считались лучшими дегустаторами вин. «Французская водка» (коньяк) даже использовалась для промывания глаз.

Уже тогда одной из актуальных проблем виноторговли являлась подделка винных изделий. Особенно подвергались подделке наши: Портвейн №211, Коньяк №197, Коньяк №184.

Особой популярностью российской богемы пользовались французские вина. На российском рынке действовали такие фирмы, как «Хеннеси», «Генри Терассон», «Пол Форрот», «Бордо» и др. Тогда площади французских виноградников превышали 2 млн. га, а сейчас они вдвое меньше.

К началу 20 в. была установлена строгая система ресторанных правил винопития, например:

- крепленое вино подавалось к супам и паштетам;

- к рыбе полагались белые столовые бургундские вина, чаще всего подавали «Шамбертен», к стерляди – «Макон», к угрю – «Клоде-Вужо»;

- красное вино не подавалось раньше белого, т. к. являлось более терпким, более пахучим, т. е. могло перебить вкус белого;

- для следующего за рыбой главного блюда полагалось подносить красное столовое бордоское вино «мидо» или «Шато-Лафит»;

- если главным блюдом являлся ростбиф, то к нему полагался портвейн;

- индейке соответствовало благородное белое бордоское вино «сотерн»;

- к телятине предлагали более изысканное и тонкое бургундское «Шабли».

Каждому из вин соответствовали определенные бокалы. В лучших ресторанах бордоское и бургундское вина пили из бокалов свинцового хрусталя. Лучшие образцы хрустальной посуды изготовляли Императорский и Бахметевский заводы. Характерным приемом их огранки являлась «алмазная грань». Через призму таких бокалов вино смотрелось как драгоценность.

Но в качестве материала для изготовления бокалов преобладало многослойное (двух- или трехслойное) цветное стекло. Внутренний слой этого стекла был бесцветным, средний – молочным, а внешний – окрашенным.

Считалось, что чем тоньше вкус и аромат вина, тем тоньше должно быть стекло бокала. По правилу считалось: для «тонкого» вина нужен тонкий бокал, для шампанского – фужер, похожий а лилию.

Был популярен такой прием, как нанесение на стекло печатных рисунков. Изготовлялись бокалы, стилизованные под «китайский», «передневосточный», «византийский», «помпейский» и другие стили.

Ресторанный этикет предписывал: бокал не должен быть слишком маленьким, поскольку он наполнялся вином лишь наполовину, а если напиток элитный - то и на треть. При таком объеме наполнения бокала можно было, вращая его, добиваться соединения вина с воздухом, что позволяло ощутить полноту аромата напитка.

Для более крепких напитков производились рюмки различных форм. Изготовлялись специальные стаканы: пивные, медовые и водочные. Для водки соответственно полагались стаканы из более прочного стекла, для пива – из более тонкого. Выпускались штофы в 1/8 или 1/10 ведра (казенное ведро вмещало 12,3 литра жидкости) из бесцветного и зеленого стекла. Варьировались формы и емкости бутылок, и особенно модными были фигурные бутылки.

Бутылки и сосуды для питья подносились при каждой перемене блюд в специальных бутылочных и рюмочных передачах. Бутылочные передачи – высокие сосуды, рассчитанные на одну-две бутылки. Рюмочные передачи были низкие и широкие, с волнистыми краями, удерживающими сосуды в горизонтальном положении.

Обычай расставлять бутылки или графины с вином перед трапезой был характерен только для России. Вокруг бутылки выстраивалась вся композиция стола. В западноевропейских странах спиртное подносили в ходе трапезы по мере поступления заказов. Если на Западе застолье могло проходить и без спиртного, то в российском обществе потребление алкоголя при вкушении пищи было само собой разумеющимся.

По кабакам и трактирам центральных российских губерний сохранялся незамысловатый сервис – водка с соленьями. Такое сочетание было чисто русским изобретением, выдумкой содержателей трактиров: чтобы мужик побольше выпил.